С четырех до трех с половиной лет снизил Мосгорсуд срок заключения бывшему генеральному директору нерудной компании (НК) «Бердяуш» Владимиру Гаца, передает "Ъ". Ранее он был признан виновным в соучастии в растрате 142 млн рублей компании, ныне принадлежащей сыну генпрокурора РФ, бизнесмену
Артему Чайке. Господин Гаца полностью признал вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, поэтому его дело было выделено в отдельное производство и рассматривалось в особом порядке. Два других фигуранта расследования — бывшие гендиректоры НК Дмитрий Супрун и Екатерина Краснихина — вины не признают.
В Мосгорсуде была рассмотрена апелляционная жалоба на
приговор, вынесенный Владимиру Гаца 30 января 2018 года. Бизнесмен был признан виновным в особо крупной растрате, совершенной группой лиц по предварительному сговору (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Непосредственно Владимиру Гаца следствие вменяло в вину растрату в размере 40,893 млн рублей из более чем 142 млн рублей, составляющих общий ущерб по делу. По версии правоохранителей, к злоупотреблениям, совершавшимся в НК «Бердяуш» с 2011 года, помимо господина Гаца были причастны два других бывших гендиректора — Дмитрий Супрун и Екатерина Краснихина. Организатором же растраты следствие считает бывшего совладельца компании
Сергея Вильшенко.
После того как Вильшенко в начале 2017 года продал свои доли в
«Бердяуше» сыну генерального прокурора РФ Артему Чайке, тот назначил в компании аудиторскую проверку. Ее результаты были представлены в правоохранительные органы. В итоге следственная часть УВД ЦАО Москвы возбудила 28 июня 2017 года уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ. Обвинение в растрате предъявили лишь трем бывшим генеральным директорам НК, поскольку экс-совладелец компании Сергей Вильшенко уехал за границу.
Как считает полицейское следствие, господин Вильшенко убеждал подчиненных ему гендиректоров заключать с партнерами НК фиктивные договоры об оказании услуг, которые в действительности не исполнялись. В частности, следствие установило, что большая часть средств — 90 млн рублей — была переведена на счет уже не существующего ООО «Русская промышленная корпорация». Формально фирма должна была контролировать перевозку грузов по железной дороге, следить за точным формированием составов, а в случае утери вагона разыскивать его и отправлять до адресата. Но вся эта деятельность осуществлялась лишь на бумаге.
Еще около 50 млн рублей НК было перечислено фирмам «Стройкомплект» и производственно-торговой компании «Уралстройкомплект». Первая по документам должна была поставлять НК запасные части для дробильной установки, а вторая — щебень. Но и в этих случаях, по данным следствия, фирмы лишь выступали промежуточным звеном для вывода из НК средств.
Владимир Гаца, единственный из бывших гендиректоров компании, признал вину и добровольно погасил ущерб на сумму более 40 млн рублей. Кроме того, он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого дал важные для следствия показания. Его дело было рассмотрено в особом порядке, подсудимый получил относительно мягкое наказание — четыре года колонии общего режима (при максимально возможных десяти годах). Впрочем, адвокат бывшего топ-менеджера Вадим Богдан счел решение суда излишне суровым и подал на него апелляционную жалобу в Мосгорсуд. В ней защитник напомнил, что его клиент добровольно явился к следователю с явкой с повинной, полностью возместил ущерб и активно способствовал раскрытию преступления. С учетом этих обстоятельств Мосгорсуд счел возможным снизить Владимиру Гаца срок на полгода.
Следствие по делу Дмитрия Супруна и
Екатерины Краснихиной было завершено в середине февраля, в настоящий момент они знакомятся с материалами расследования. Оба по-прежнему отказываются признать вину, настаивая, что перечисляли средства партнерам «Бердяуша» за реально оказанные услуги.
Преследование бывшего менеджмента компании «Бердяуш» может быть связано с нежеланием Чайки полностью рассчитаться за ее покупку с прежним владельцем Вильшенко. Именно такую версию со ссылкой на документы следствия озвучивала на суде Краснихина.
Появились данные о связях Артема Чайки и семьи Вильшенко с «Южуралавтобаном», через который выводил деньги в офшоры беглый губернатор
Юревич.