После развода Владимир Путин не оставил своей бывшей супруге ничего из совместно нажитого имущества. Вообще. Ни квартиру не оставил, не особо нужную ему, ни 15 дачных соток, ни даже автомобильный прицеп «Скиф». Ни-че-го. Тем не менее Людмила Путина, ставшая Очеретной, не бедствует. Кто же ей помогает? И за чей счет?
Путина проплыла по «Венеции»
«Владимир Путин откупился от жены», «Не бедствует», «Бывшая жена президента Людмила Путина после развода активно зарабатывает и тратит деньги»… В начале июня Людмила Очеретная (она же бывшая Путина, она же бывшая Шкребнева) снова привлекла внимание СМИ.
Поводом послужило расследование Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), которое опубликовал сайт «Медуза». Речь в нем шла о том, как экс первая леди купила и вскоре перепродала несколько участков земли в престижном Подмосковье.
Если подробней, то OCCRP выяснил, что в январе 2016 года почти два с половиной гектара в поселке «Миллениум парк», который еще называют «подмосковной Венецией», купила Людмила Александровна Очеретная (в народе более известная как Людмила Путина). Она приобрела там восемь участков вдоль одного из искусственных каналов на общую сумму до полумиллиарда рублей.
Правда, всерьез и надолго в «Миллениум парке» новая хозяйка участков оставаться и не думала. Спустя полтора года новым собственником гектаров стала Ирина Пуния, жена основателя крупной фармацевтической компании «Фармсинтез». Между прочим, как выяснил «Собеседник», практикующий специалист по аутоиммунным заболеваниям. К сожалению, уточнить у женщины, насколько она знакома и с бывшей первой леди, и со старшей дочерью Путиных Марией Фаассен, которая занимается схожими медицинскими проблемами, не получилось. Равно как и выяснить сумму сделки. На вопросы «Собеседника» она не ответила.
Бывшие гектары экс первой леди – в верхней части снимка
Но интересней тут не кому Людмила Очеретная свои гектары продала, а у кого купила. Продавцом оказалась ее подруга Татьяна Шестакова, которая со своим мужем Василием Шестаковым, одним из друзей детства президента, развелась почти одновременно с Путиными.
До 2014 года именно Татьяна Шестакова владела нынешним бизнесом Людмилы Очеретной. Она же значится одним из учредителей Центра развития межличностных коммуникаций, который с момента его создания в начале 2000-х находился под патронатом тогдашней первой леди страны.
Ее бывший муж Василий Шестаков в детстве занимался дзюдо вместе с Владимиром Путиным. Наряду с Аркадием Ротенбергом он до сих пор значится учредителем «Детско-юношеского спортклуба «Явара-М». В Санкт-Петербурге Шестаков живет в одном доме с Аркадием Ротенбергом и Геннадием Тимченко, на Каменном острове. И хотя с женой он тоже вроде как в разводе, и считается, что в последнее время сам находится в небольшой опале, семья Шестаковых по-прежнему близка к Кремлю.
Впрочем, степень этой близости – бизнес жены и дочери Василия Шестакова, связи его снохи, незадекларированная недвижимость его сына-чиновника – тема отдельного большого расследования.
То есть продавец оказался точно не с улицы, но выяснить, за какую именно сумму Шестакова продала Очеретной свои «венецианские» гектары, чтобы понять размер ее прибыли (или убытка), тоже не удалось. Рабочий телефон Шестаковой уже несколько месяцев недоступен.
– Может существовать миллион вполне легитимных причин для покупки и быстрой продажи земли – мало ли, место не понравилось. Но в целом это выглядит подозрительно, – считает автор расследования OCCRP Олеся Шмагун. – Нередко подобные сделки становятся способом отмыть деньги и показать иностранным контрагентам чистое происхождение непонятно откуда взявшихся богатств: смотрите, я же продал землю в элитном районе Подмосковья. И контрагент скорее всего уже не будет проверять, когда, на что и за сколько ты ее купил.
Сделали приятно Очеретному
Впрочем, история с «подмосковной Венецией» на этом не заканчивается. Гектары там бывшая супруга президента продала, но ведь чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а… Деньги откуда?
Легальных средств у самой Людмилы Очеретной на выкуп земли у Шестаковой не было. До развода с Путиным ее официальный доход был очень скромен, и даже накоплений от вдруг появившегося бизнеса (см. «У Очеретного нашелся заграничный спонсор») хватить не могло. Либо Татьяна Шестакова уступила ей не только свою фирму «Интерьерсервис», но и землю с дисконтом – за спасибо от Кремля, либо (хотя не исключены и оба варианта) с приобретением помог новый муж – Артур Очеретный, председатель правления Центра развития межличностных коммуникаций. Но кто тогда помог деньгами ему?
Как выяснил «Собеседник», летом 2013 года, спустя полтора месяца после публичного объявления Путиных о разводе, Артур Очеретный тоже продал три принадлежащих ему земельных участка в поселке «Монтевиль», соседнем с «Миллениум парком».
Так выглядит «Монтевиль»
– Эти поселки в принципе одинаковые, – рассказал нам по телефону сотрудник компании-застройщика Villagio по имени Станислав. – Просто «Миллениум парк» в два раза больше – это такой небольшой городок. А «Монтевиль» интегрирован с природой, там есть река и выход в настоящий лес – это уже загородная жизнь.
«Особняки «Монтевиля» раскинулись по обоим берегам реки Беляны, собственная набережная украшена парками, на маленькие островки посреди воды перекинуты ажурные мостики. Тишина речной долины, приватность и комфортная жизнь всего в 20 минутах езды от Москвы», – расписывает местные прелести сайт застройщика. Но Артура Очеретного они не прельстили. После развода Путиных он продал здесь 77 соток, которыми до этого владел целых три года, но, как и его нынешняя супруга в «Миллениум парке», за все время владения так их и не освоил.
Нынешний собственник там уже выстроил несколько кирпичных особняков в английском стиле, которые могут стоить, судя по прайсу соседнего коттеджа, по 150 млн рублей каждый (всего почти на миллиард). Цена голой земли, понятное дело, дешевле. Артур Очеретный мог бы в лучшем случае получить за свои 77 соток максимум до 100 млн рублей. Но сколько он получил конкретно, неизвестно. На запрос «Собеседника» бывший «монтевилец» не ответил. Не исключено, что получил он больше ожидаемого.
Во всяком случае, нынешний собственник этой земли так сильно хотел ее приобрести, что одновременно (с разницей в несколько дней) выкупил у Артура Очеретного в нагрузку еще 6,6 заросших и ни разу не пригодных для элитного строительства соток в подмосковном Чигасово, в заурядном СНТ «Горицвет».
А так выглядит СНТ «Горицвет»
Коммерческая тайна Ротенберга
Ненужные Очеретному участки в обоих поселках выкупило у него и без того убыточное ООО «Сервисцентр». Уставный капитал – всего 40 тысяч рублей. Официальный номер телефона в ЕГРЮЛ указан «неправильный». При этом тот же «неправильно набранный» номер принадлежит ряду структур, связанных с бизнесвумен Еленой Рузяк. Эта женщина известна как одна из акционеров банка «Северный морской путь» «друзей Путина» – братьев Ротенбергов.
На момент земельной сделки Очеретного с «Сервисцентром» гендиректором этой фирмы был Максим Чекалин, который тогда же, в июле 2013-го, возглавил аффилированную с Рузяк компанию «Посейдон», также владеющую пакетом акций СМП Банка.
При этом с 2012 года Чекалин руководит еще и ООО «Холдекс групп», номер телефона которого также «не существует». «Холдекс групп» принадлежит офшору «Холдекс (Оверсеас) Лимитед» и известно своим проектом «Бизнестренд», к которому имеет отношение не только СМП Банк Ротенбергов, но и «Волга групп» еще одного «друга президента» – Геннадия Тимченко.
В «Волга групп» на вопросы, связан ли этот холдинг с выкупом земель Артура Очеретного и если да, то для чего приобретались участки, не ответили. В банке Ротенбергов – тоже. Равно как не ответили на вопрос о цене сделки.
– Данная информация подпадает под категорию частной коммерческой информации, защищенной банковской тайной, – пояснил руководитель пресс-службы Группы СМП Банка Никита Ликов.
А между тем это самое интересное: искусственное завышение цены недвижимости при ее покупке у нужного человека или, наоборот, занижение стоимости при продаже имеет все признаки взятки. Утверждать, что в данном случае была похожая история, мы не можем, но, как выяснил OCCRP, как раз после сделки в «Монтевиле», в декабре 2013-го, Артур Очеретный где-то наскреб 6 млн евро, чтобы во французском Биаррице выкупить виллу «Сюзанна», в окрестностях которой его потом видели вместе с новой супругой Людмилой. В Центре развития межличностных коммуникаций Артур Очеретный столько заработать вряд ли бы мог.
Аркадий Ротенберг привык выполнять поручения президента
Сколько именно у супругов Очеретных было схожих сделок с Ротенбергами и Ко – тоже неизвестно. Но экс первой леди на безбедную жизнь, как мы видим, хватает. Ей помогают друзья первого мужа. А первый муж помогает друзьям: одна только смета строительства Крымского моста, которое вел тот же Аркадий Ротенберг, благодаря господдержке выросла в несколько раз. Но что же тогда получается! Что отступные при разводе с помощью друзей Владимира Путина выплачивает вместо него вся страна?
У Очеретного нашелся заграничный спонсор
Как уже писал «Собеседник», через принадлежавшую до нее Татьяне Шестаковой компанию «Интерьерсервис» Людмила Очеретная контролирует фирму «Меридиан». Эта фирма сдает в субаренду помещения Центра развития межличностных коммуникаций (ЦРМК), который возглавляет ее нынешний муж Артур Очеретный. По данным последней открытой бухгалтерской отчетности (за 2016 год), только официальная чистая годовая прибыль одного лишь «Меридиана» составила 105 млн рублей.
Сколько получает от аренды сам ЦРМК – неизвестно, но, судя по арендным ставкам в центре Москвы, его прибыль может быть в 3–4 раза больше. Если так, центр представляет собой выгодное предприятие. Согласно его последнему финансовому отчету, поданному в Минюст, в год ЦРМК тратит лишь около 200 млн рублей.
При этом, судя по другой отчетности, деньги поступают в центр не только от грантов и предпринимательской деятельности, но и (пункт 3.7) «от иных иностранных организаций». Что это за добрый иностранный спонсор, неизвестно. Между тем в списке иностранных агентов Центр развития межличностных коммуникаций не значится.
Ролдугин Олег