Бывший топ-менеджер нескольких российских телеком-компаний Анатолий Сморгонский и экс-глава «НТВ+»
Дмитрий Самохин на прошлой неделе представили новый IT-холдинг Ambite.
С его помощью партнеры планируют реализацию нескольких крупных проектов, однако знакомые с ситуацией наблюдатели уже прогнозируют очередной скандал, без которого у господина Сморгонского в последнее время не обходится практически ни одна бизнес-идея.
Как сообщил «Ъ» со ссылкой на самих Самохина и Сморгонского, в состав Ambite войдут разработчик IT-решений «А1 Системс», Национальный центр интернета вещей (НЦИВ), интегратор «Револьта Инжиниринг», стартап мобильной рекламы «ГетВайФай» и, возможно, некоторые другие компании. При этом 33% холдинга получит
Сморгонский, 33% — Самохин со своим партнером Олегом Евдокименко, и еще одна треть отойдет группе неназванных инвесторов.
— Ведем переговоры по выходу с решениями для банков и телекома на растущие рынки Африки, Пакистана, Вьетнама, — поделился с изданием планами Анатолий Сморгонский, спрогнозировав рост выручки холдинга только от международного бизнеса до 150-200 млн долларов в ближайшие 3 года.
Однако в блестящее будущее проекта многим верится с трудом — слишком уж бурной была биография господина Сморгонского в последние несколько лет, и слишком скандальный шлейф сопровождает практически все его начинания. Подделка документов,
классическое рейдерство, «кидки» миноритариев, воровство технологий и прямая перекачка корпоративных финансов в собственный карман — вот далеко не полный перечень излюбленных бизнес-приемов этого предпринимателя.
А потом лярды пропадают...
Источники, близко знакомые с медиа-менеджером, рассказывают о нем поразительные истории. Пожалуй, единственным периодом спокойной и респектабельной карьеры Анатолия Сморгонского была работа директором по маркетингу Московского региона «Билайн» с 2009 по 2013 год. Эту стабильность осведомленные собеседники связывают с личностью Натальи Чумаченко, приходившейся близкой подругой жене менеджера и занимавшей пост исполнительного вице-президента «ВымпелКома». В 2012 году Чумаченко ушла в другую компанию, а спустя полгода сменил место работы и сам Сморгонский.
В 2013 году в его жизни наступил длительный период турбулентности. По словам собеседников интернет-портала Scandaly.ru, с тех пор Сморгонский «нигде на долго не задерживается», а потом «лярды пропадают». В какую бы телекоммуникационную компанию не устраивался наш герой, события там вскоре начинали развиваться по классической схеме «украл — выпил — в тюрьму». Или, говоря более точно, «махинация — скандал — увольнение».
Например, в бытность свою директором одного из ведущих мобильных операторов России Сморгонский активно приторговывал «красивыми номерами» (+7999, +7009 и т.д.) ,стоимость которых на пике популярности услуги достигала нескольких миллионов рублей. При этом наш герой не считал нужным делиться полученными суммами с компанией, спокойно забирая всю выручку себе.
Уволили его, впрочем, не за это, а за потрясающую по своему масштабу комбинацию с рекламной кампанией. Несколько московских домов тогда украсили яркие корпоративные граффити. При средней себестоимости одной такой уличной картины в 1 млн рублей бюджет сотового оператора она облегчала на 10-12 млн. В чей карман шла такая колоссальная разница, знает, вероятно, только сам господин Сморгонский. Когда эта история дошла до руководства, менеджер моментально оказался на улице — после всего лишь года работы с ним просто не стали продлевать контракт.
На другом месте работы — в компании «Т2 РТК холдинг» (совместное предприятие
«Ростелекома» и российского Tele2), куда он пришел на должность директора по развитию виртуальных операторов, Сморгонский продержался еще меньше — только три месяца. Во всех СМИ, которые писали об очередном увольнении менеджера, настойчиво педалировались фразы «уход Сморгонского не связан с результатами его работы» и «у руководства компании нет претензий». Обычно ничего подобного в отраслевой хронике не пишут, так что имеются достаточно веские основания подозревать, что дело обстоит ровно наоборот...
Стоит отметить, что это было уже второе по счету изгнание Сморгонского из структур «Ростелекома». Впервые его уволили с поста директора департамента продуктов и маркетинга еще в 2013 году по личному распоряжению пришедшего на должность президента компании
Сергея Калугина. Формальной причины тогда не называлось, но знакомые с ситуацией источники говорят, что Калугин просто ознакомился с деловыми качествами менеджера — и кадровое решение было принято.
Музейный скандал
После серии эпических провалов в крупных российских телекомах господин Сморгонский, очевидно, решил сменить поле деятельности и увлекся такой модной темой, как стартапы. Точнее — рейдерство в области стартапов и криминальный захват перспективных бизнесов у их прежних владельцев. Всего за несколько лет бывший топ-менеджер успел обзавестись целым букетом скандальных дел и даже дошел до судебных разбирательств.
Широко известна, например, афера Сморгонского с похищением электронных пропусков Moscow Pass. Тогда несколько столичных музеев и галерей собрались предложить посетителям особые смарт-карты, позволяющие приобщаться к культуре, не оплачивая каждое мероприятие отдельно. Заказ на выпуск карт достался компании «Bay T», которая оперативно изготовила нужное их количество.
Заинтересовался проектом и Сморгонский, собиравшийся продавать Moscow Pass вместе с сим-картами через собственную компанию. Однако «Вау Т» уступить заказ не захотела, на сотрудничество не шла и предложений Сморгонского не слышала. Ответный ход разочарованного менеджера не заставил себя ждать — тысяча готовых смарт-карт общей стоимостью в 3 млн рублей внезапно исчезла со склада. А в музеи с галереями, заключившие договор о сотрудничестве с «Bay T», пришли письма с поддельными уведомлениями о переуступке прав со стороны Moscow Pass некоей компании «Вектор», которая теперь якобы и будет заниматься разработкой и обслуживанием карт.
Вскоре «Вектор» переименовался в «СитиПасс» и устроил в Третьяковской галерее презентацию собственного пропуска для туристов в мир культуры. Каково же было удивление сотрудников «Вау Т», когда в продукции «СитиПасс» они узнали свои пропавшие со склада карты.
Вскоре после этого правопреемником «СитиПасс» стала компания «ГетПасс», во главе которой стоял наш старый знакомый Анатолий Сморгонский. (Яндекс помнит старые ссылки реестров на эту компанию, но актуальные страницы посвящены другой фирме Сморгонского «Национальный центр интернета вещей» (НЦИВ)) Путем подделки документов и похищения изделий он таки добился контроля над перспективным проектом. Бенефициаром компании называют скандально известного экс-сенатора
Андрея Хазина, также сыгравшего заметную роль в рейдерском захвате Moscow РАss.
Показательно, что опубликованная 29 сентября в газете «Метро» статья под названием «Новые подробности о Музейном Скандале и Анатолии Сморгонском» вскоре была снята редакцией с публикации. Но в блоге этого издания на платформе «Миртесен» она все еще доступна. Очевидно, таким образом Анатолий Сморгонский пытается «зачистить» интернет от рассказов о своих в высшей степени сомнительных махинаций.
Стартап за стартапом
Разнообразных криминально-авантюрных историй вокруг Сморгонского за последнее время скопилось великое множество. Как отмечают наблюдатели, в текущей бизнес-истории Анатолия Сморгонского невозможно отыскать ни одного актива, просуществовавшего больше года, в котором не произошел бы конфликт акционеров, или не встали бы вопросы по поводу получения этих активов и не возникло бы сомнений по поводу расходования маркетинговых бюджетов. Вот вам еще несколько примеров.
В 2015 году менеджер занялся проектом GetBoat — сервисом интернет-аренды и продажи лодок в Майами. Но, как рассказывали позже реальные владельцы GetBoat из инвестиционной группы Key Group, Сморгонский не просто проявлял интерес к GetBoat, а попытался захватить над ним контроль. Однако попытка была вовремя распознана и предотвращена.
«Этот проект, если хотите, "для души". Мне нравится им заниматься», — рассказывал Сморгонский о своем участии в истории с GetBoat. И действительно, дальше рейдерские атаки на стартапы пошли косяком.
Например, в следующем, 2016 году, Анатолий Сморгонский, его брат Александр и несколько других бизнесменов обманом завладели программным обеспечением GetWiFi, стоимость которого оценочно равнялась примерно 1,5 млн рублей. GetWiFi обеспечивал бесплатный доступ в интернет авторизованным пользователям и позволял владельцам публичных сетей WiFi собирать статистику о своих посетителях.
Изначально программу разрабатывала все та же фирма Key Group, а Сморгонский иКо позиционировали себя в качестве потенциальных соинвесторов, создав для этого ООО «Гет ВайФай». Однако, получив от Key Group программный код и документацию на перспективную технологию, «соинвесторы» немедленно вышли из переговоров и запустили систему в коммерческую эксплуатацию в партнерстве с «Вымпелкомом».
Затем доли участников ООО были перераспределены между доверенными людьми из команды Сморгонского, а оставшейся без технологий и денег Key Group не осталось ничего иного, кроме как обратиться в арбитражный суд с жалобой на действия ООО «Гет ВайФай». Среди прочих претензий Key Group числится и «неправомерный доступ к компьютерной информации», то есть банальное
киберпиратство.
Еще один стартап, которому не повезло привлечь к себе внимание Сморгонского, называется StarNet. Предполагалось, что компания создаст в России сеть передачи телеметрической информации на базе протокола LoRaWAN, а также всю необходимую для нее инфраструктуру: базовые станции и их компоненты, абонентские устройства, программное обеспечение. Объем этого рынка в России еще в 2015 году оценивался в весьма привлекательные $3,5 млрд.
Создателями вставшего во главе проекта ООО «СтарНэт» в 2015 году стали несколько участников — владелец Key Group Александр Першиков, аффилированная со Сморгонским «Юридическая фирма «Азимут», ООО «Системные решения» и еще один частный инвестор. Стоит отметить, что официальными владельцами «Азимута» являются отец и сын Юсуфовы. Альберт Юсуфов, по некоторым данным, занимается юридическим сопровождением всех рейдерских проектов Сморгонского, а его отец Асаф Юсуфов номинально представляет интересы бизнесмена там, где он сам не хочет афишировать свое участие — например, в «СтарНэте» или в ООО «Медиа Альянс Групп», которой принадлежит большая часть вышеупомянутого «Гет ВайФая».
После того, как разразились истории с «Гет ВайФай» и GetPass, господин Першиков решил покинуть ряды учредителей. В итоге к 2017 году в «СтарНэте» остались лишь «Азимут» и ООО «Системные решения». В этот момент гендиректор «Системных решений» Владимир Суровцев, по всей вероятности, избранный Сморгонским на роль ключевого участника очередной рейдерской схемы, внезапно отправил в налоговую инспекцию заявление о выходе своей компании из состава участников «СтарНэта». Это заявление прямо противоречило интересам учредителей компании, а кроме того, было оформлено с нарушениями — Суровцев даже не потрудился завизировать документ у собственников «Системных решений», как того требует существующее законодательство. Однако каким-то образом, вероятно, опять таки не без участия лоббистского потенциала Сморгонского, заявление прошло ФНС, в результате чего «Азимут» вопреки всем требованиям закона стал единоличным хозяином ООО «СтарНэт».
Вскоре после этого украденная рейдерами доля «Системных решений» была продана ООО «Инвестиционный индустриальный партнер». Гендиректором компании при этом остался сам Сморгонский. Распродажа происходила на фоне настойчивых попыток владельцев «Системных решений» доказать незаконность передачи принадлежавших им 50% «СтарНэта» их же собственным гендиректором на баланс «СтарНэта». В августе 2017 года дело дошло до
Арбитражного суда.
Просмотреть изображение в полном размере
Похожая история произошла и с рейдерским захватом компании «Биг Дата Технолоджи». Изначально Сморгонский числился всего лишь одним из многих бенефициаров виргинского офшора Big Data Technology BVI, контролировавшего это ООО. Но с помощью подложных документов он сначала назначил сам себя гендиректором, затем сменил устав и юридический адрес, увеличил уставной капитал и де-факто передал контроль над обществом доверенному бизнес-партнеру Василию Курдакову, фигурировавшему также и в других делах Сморгонского. Он, в частности, числится директором ООО «Гет ВайФай» и «БДТ Групп», контролирующей «Биг Дата Технолоджи».
Затем «Биг Дата Технолоджи» было использовано как инструмент для очередной рейдерской атаки — на петербургское ООО «Сайфокс», которое разработало коммерчески интересное техническое решение по информированию абонентов сотовых сетей о пропущенных ими вызовах. Понятно, что такой продукт в наше время может стоить дорого, и господин Сморгонский просто не мог пройти мимо.
«Биг Дата Технолоджи» заключила с «Сайфоксом» лицензионный договор на использование его технологии, но затем попросту переписала документ, не уведомив партнеров и явно подделав подпись директора «Сайфокса». В настоящий момент Арбитражный суд Москвы решает вопрос о привлечении к ответственности людей, участвовавших в подделке подписи. А после того, как «Биг Дата Технолоджи» лишится патента, нынешним партнерам Сморгонского из числа сотовых операторов останется только подсчитывать убытки. Сам он, скорее всего, вновь выйдет сухим из воды.
И вот человек с таким бэкграундом объявляет о создании IT-холдинга Ambite, нацеленного на международный рынок и крупные внутренние контракты с госучастием. Он претендует на сотрудничество с окологосударственным Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) и заметный кусок отечественного «интернета вещей», перспективный объем которого эксперты оценивают в 30 млрд рублей. О степени ущерба для репутации отечественных бизнесменов и порядке сумм, которые отправятся в карман Сморгонского, пока остается только догадываться.
Александр Трушков