Козлы отпущения «ВИМ-Авиа» - Кочнев, Калашникова и Пантелеева

by topbloger 20. августа 2018 03:00

Главное следственное управление Следственного комитета России завершило основные следственные действия по громкому уголовному делу о махинациях и злоупотреблениях в некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны «ВИМ-Авиа», которая сейчас проходит процедуру банкротства. В пятницу следователи ГСУ предъявили обвинения в окончательной редакции трем фигурантам расследования. В зависимости от роли каждого из них бывшие гендиректор компании Александр Кочнев, вице-президент Алевтина Калашникова и бухгалтер Екатерина Пантелеева были обвинены в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201, ч. 1 ст. 176 и ч. 3 ст. 193.1 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия; незаконное получение кредита и перевод валюты нерезидентам РФ с использованием подложных документов). Аналогичные статьи, но уже в заочной форме следствие инкриминировало совладельцу компании Рашиду Мурсекаеву, который еще до начала разбирательства покинул Россию.

Изначально ГСУ СКР обвиняло фигурантов в особо крупном мошенничестве, совершенном организованной преступной группой (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, зная о том, что авиакомпания находится в сложном финансовом положении и не может заплатить за топливо и аэродромное обслуживание, они продолжали продавать билеты на рейсы, которые в итоге не полетели. Однако, как полагает адвокат Александра Кочнева Михаил Воронин, следователи, проанализировав этот эпизод, очевидно, пришли к выводу, что авиакомпания все же пыталась до конца исполнять свои обязательства перед клиентами. Свою вину бывшие топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» не признали.

«Александр Кочнев добросовестно исполнял обязанности гендиректора авиакомпании, поэтому все его действия соответствовали закону,— полагает адвокат Воронин.— Сам Кочнев считает, что если бы в сентябре прошлого года компания смогла оплатить топливо, то ее самолеты летали бы до сих пор».

По словам адвоката Воронина, после предъявления окончательного обвинения его подзащитный отказался давать показания, посчитав нужным вначале подробно ознакомиться с его текстом. «Кроме того, нам необходимо изучить еще несколько документов, которых нет в деле,— пояснил “Ъ” защитник.— Мы заверили следствие, что дадим свой ответ на предъявленное обвинение через неделю».

После снятия обвинения в мошенничестве основной в деле стала статья УК РФ о злоупотреблении полномочиями, предусматривающая до десяти лет заключения. По версии следствия, топ-менеджеры «ВИМ-Авиа» допустили его, в частности, в отношении ЗАО «Коммерческое агентство аэропорта Домодедово», которому не заплатили более 500 млн рублей за наземное обслуживание самолетов, а также ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Последнее не смогло получить за аэронавигационное сопровождение полетов лайнеров «ВИМ-Авиа» более 200 млн рублей. При этом стоит отметить, что поручителем по топливным кредитам в Домодедово выступал Рашид Мурсекаев. К нему лично был удовлетворен иск на 300 млн рублей, однако обратить взыскание фактически оказалось не на что.

В пресс-службе аэропорта Домодедово сообщили, что по решению арбитража с «ВИМ-Авиа» была взыскана вся задолженность, однако затем она была в полном объеме включена в реестр требований кредиторов авиакомпании.

Адвокаты фигурантов расследования не смогли пояснить, с какими именно эпизодами связаны обвинения по ст. 176 и 193.1 УК РФ, объяснив это тем, что подробно не ознакомились с документами следствия. По данным источника “Ъ”, следствие полагает, что сотни миллионов рублей были выведены из авиакомпании под фиктивные контракты. Банковский же эпизод, очевидно, связан с ПАО «Банк “Зенит”» (62,66% принадлежит ПАО «Татнефть»), предоставившим «ВИМ-Авиа» кредитную линию на 3,6 млрд рублей до 31 декабря 2020 года. Средства выделялись под залог дорогостоящих авиадвигателей, вспомогательных силовых установок и ценных бумаг различных обществ. В 2017 году «ВИМ-Авиа» перестало обслуживать кредит, не выплатив по нему проценты в размере 32 млн рублей. Кроме того, в нарушение договора с «Зенитом» авиакомпания получила еще один заем — в банке «Абсолют» на 581 млн рублей. «Абсолют», кстати, до сих пор пытается вернуть свои деньги через арбитраж.

В свою очередь, «Зенит» уступил право требования по кредиту ООО «РНГО», которое также обратилось в суд. В ходе проверки залогового имущества выяснилось, что шесть из десяти авиадвигателей и одна вспомогательная установка (оцениваемые почти в 1 млрд рублей) отсутствуют, а ценные бумаги не очень соответствуют той стоимости, по которой их брали в залог. Арбитраж взыскал с подозрительного заемщика в пользу РНГО 3 млрд рублей, разрешив выставить на аукцион оставшиеся двигатели и реализовать векселя.

Предполагается, что уже через пару недель фигуранты расследования могут приступить к ознакомлению с его материалами, после чего обвинительное заключение будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.

Рашид Мурсекаев с супругой покинули страну после появления первых просрочек по платежам, вылетев обычным рейсом на Стамбул. Правоохранительные органы препятствий владельцу «ВИМ-Авиа» не чинили. В связи со скандалом вокруг авиакомпании, президент Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии экс-министру транспорта Максиму Соколову. Взыскание было снято в мае, когда кандидатура ушедшего в отставку министра рассматривалась на должность главы «Аэрофлота» вместо Виталия Савельева.


blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Список Компроматов

Избранное