Спорт —
дорогое удовольствие. Коррупционерам есть где разгуляться: строительство олимпийских объектов, поездки на соревнования, плата за договорные матчи, несуществующие публикации в СМИ о пользе здорового образа жизни, взятки за помощь в получении субсидий и даже банальные хищения при закупках спортинвентаря. Russiangate разбирался, как спортивные чиновники присваивают деньги.
Договорные матчи
В Уголовном кодексе есть одна статья о коррупции в спорте: 184 статья УК РФ назначает наказание за оказание противоправного влияния на результат спортивного соревнования. По сути, она регламентирует наказание за договорные матчи — и для тех, кто дает взятку, и для тех, кто берет — например, спортсменов, судей, тренеров и руководителей команд.
За дачу взятки можно расплатиться штрафом — от 300 тыс до 1 млн рублей, принудительными работами, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и даже лишением свободы до семи лет. За получение взятки наказывают примерно так же: спортсмен или тренер получит штраф до 700 тыс рублей, принудительные работы или лишение свободы до пяти лет, судья или член жюри конкурса — штраф до 1 млн рублей, принудительные работы или лишение свободы до семи лет.
Эту статью очень любят законодатели: ее постоянно дополняют и правят. Правда, непонятно зачем: согласно данным судебной статистики, с 2009 года суды не вынесли ни одного приговора по 184 статье.
О существовании договорных матчей много говорят и спортсмены, и даже спортивные чиновники. Например, бывший министр спорта Виталий Мутко неоднократно говорил о проблеме договорных матчей. Как выразился министр, «в российском футболе две проблемы — это болельщики и договорные матчи».
Дальше громких заявлений дело никогда не шло: Мутко, что называется, умывает руки. В интервью РБК министр рассказывал, что договорные матчи неотделимы от российского общества, но сконцентрирована проблема на уровне менеджеров команд, а не глав спортивных ведомств.
Взяточничество
Информации о делах, возбужденных за организацию договорных матчей, в СМИ практически нет. В июле 2013 года при получении взятки задержали замглавы Федерации футбола Подмосковья
Александра Евстигнеева, но по факту это единичный случай. Всего за 110 тыс рублей председатель спортивно-технического комитета согласился организовать договорной матч между командами — по данным следствия, деньги передали представители команды «Олимп». Сам Евстигнеев вину отрицал, назвав дело «подставой» и связал это дело с предстоящими выборами президента Федерации. В результате Евстигнеева приговорили к 3,5 годам условно — правда, не по
184 статье, а за мошенничество.
Взятки получал и бывший министр физической культуры, спорта и туризма Челябинской области
Юрий Серебренников, но уже за помощь спортивным клубам в получении субсидий из областного бюджета. Как выяснило следствие, Серебренников с 2011 по 2013 год получил более 35 млн рублей от директоров спортивных клубов области — в 2014 году Серебренникову предъявили обвинение в получении взяток в крупном и особо крупном размере по 290 статье УК РФ. В марте 2016 года бывший министр получил пять лет колонии строгого режима.
Коррупционные, зимние, твои
Впрочем, взятки за организацию матчей — не самый масштабный пример коррупции в спорте. Проведение Олимпиады в Сочи, по подсчетам Фонда борьбы с коррупцией, обошлось почти в 1,5 трлн рублей. Из них 206 млрд рублей потратили на строительство спортивных объектов — как писал ФБК, цены на многие стройматериалы были завышены. Например, главный стадион Олимпиады, которым занималась госкорпорация «Олимпстрой». По данным доклада Бориса Немцова, он стоил в 2,5 раза дороже аналогичных объектов. Недешево обошлись и сооружения, построенные
РЖД: трассы стоили порядка 250 млрд рублей.
Нераскрывшееся кольцо
Несмотря на появившуюся в СМИ информацию о коррупционных делах, возбужденных еще во время подготовки к Олимпиаде, чиновники отрицали факт коррупции. Вице-премьер Дмитрий Козак в феврале 2011-го сообщил, что никаких «откатов» в «Олимпстрое» нет. При этом Следственный комитет по Краснодарскому краю сообщал о хищениях на сумму 23 млн рублей на олимпийской стройке. Козак же объяснял, что речь шла о попытке устроиться в госкорпорацию по подложным документам, замеченной самим «Олимпстроем».
Позднее Счетная палата сообщала о проверке, выявившей хищения на Олимпиаде — вначале речь шла о сумме 17 млрд рублей, потом цифра изменилась на 15,5 млрд. По результатам расследования возбуждены два уголовных дела — одно о хищениях при строительстве санно-бобслейной трассы в отношении гендиректора компании «Мостовик» Олега Шишова, которого в итоге приговорили к четырем годам колонии. Второе — в отношении топ-менеджеров «Олимпстроя», покусившихся на мошенничество с присвоением средств компании при строительстве центрального стадиона.
В 2014 году Генпрокуратура рассказывала, что всего по фактам нарушений при подготовке к Олимпиаде было возбуждено 55 уголовных дел, при этом 710 должностных и юридических лиц были привлечены к административной ответственности, а 350 лиц — к дисциплинарной.
Отели и поездки
В 2010 году Счетная палата опубликовала еще один доклад — о результатах проверки подготовки к Олимпийским и Параолимпийским играм в Ванкувере. При проведении проверки обнаружилось, что средства расходовались не слишком рационально: например,
номер министра спорта Виталия Мутко в отеле Fairmont Hotel Vancouver стоил 1,5 тыс канадских долларов за ночь. В том же отеле проживали и другие чиновники российской делегации. Также болельщикам продавали билеты более чем в десять раз дороже номинала, а в составе сборной в Ванкувер ездили люди, никак не связанные со спортом.
Номер отеля, в котором жила делегация из России. The Fairmont Hotel Vancouver
Пропаганда спорта
В октябре 2013 года МВД обнаружил, что Минспорта выделяет десятки миллионов рублей на пропаганду здорового образа жизни и спорта в СМИ, которая по факту не существует. Деньги получал партнер Минспорта компания «ПР+Спорт», которая должна была организовывать в СМИ публикации о здоровом образе жизни. Предприимчивые учредители компании списывали средства на оплату услуг журналистов и размещение материалов в СМИ в собственный карман, а для отчетности подбирали уже вышедшие в СМИ публикации подходящей тематики.
В результате МВД возбудило уголовное дело по статье о мошенничестве. Речь шла о суммах в 60 млн рублей ежегодно. Гендиректором компании был
Максим Максаков — брат бывшего депутата Госдумы
Марии Максаковой. В итоге Максаков и другой учредитель компании Василий Колодный получили по три года колонии общего режима, но, поскольку расследование велось дольше трех лет, мошенникам зачли срок заключения под стражей в период следствия и отпустили из зала суда.
На информационном сопровождении воровали и в Ванкувере: несмотря на смелое заявление Мутко о том, что при подготовке к Олимпиаде, за которую он отвечал лично, ни одного дела возбуждено не будет, в 2012 году Следственный комитет
все-таки предъявил обвинение в мошенничестве. Гендиректора и учредителя компании «Европроект» Валерия Ускова и Дмитрия Артюховского, руководителя ООО «Эверест» Артема Ефимцева и руководителя ООО «Актив-центр» Андрея Киселева обвинили в оказании фиктивных услуг по оформлению виз спортсменам и фиктивное же информационное сопровождение спортивных соревнований.
Инвентарь
При подготовке к поездке в Ванкувер не стали экономить на закупках инвентаря — спортивные снаряды закупались по контракту без проведения конкурса, при этом, по данным доклада Счетной палаты, цены на спортивное оборудование завышали до 66%.
Немногим позже — в 2012 году — на хищениях при закупках инвентаря попался министр спорта Камчатского края Виктор Кравченко. Бывшего министра обвинили в хищении 7 млн рублей — недочет бюджетных средств выявили при проведении проверки министерства финансов края. Правда, Кравченко оперировал не оборудованием для олимпийских спортсменов, а всего лишь
спортинвентарем детских хоккейных команд края. В итоге экс-министра приговорили к четырем годам колонии общего режима по статье о растрате.