Экс-министр внутренних дел в правительстве Николя Саркози мог получать коррупционные платежи из России — сообщает французское агентство расследований Mediapart. Это стало известно в ходе расследования финансирования избирательной кампании президента Франции ливийским режимом Муаммара Каддафи.
Эпизод, о котором идет речь, связан с бизнесменом Александром Джухри, подозреваемым в участии в коррупционных связях с французскими властями. Джухри был владельцем виллы на Лазурном берегу, которую продали по завышенной цене бывшему казначею Муамара Каддафи Баширу Салеху. Следователи подозревают, что часть этой суммы была незаконно направлена на финансирование кампании Саркози. 8 января 2018 года Джухри задержали в Лондоне. А в ходе обыска в швейцарском доме Джухри были найдены документы с упоминанием Нижнего Тагила.
Среди этих документов — банковские реквизиты бывшего министра внутренних дел Клода Геана, занимавшего этот пост в 2007—2012 годах (Самого Геана подозревают в покупке квартиры в Париже в 2008 году за полмиллиона евро на коррупционные средства. Геан заявлял, что продал три полотна голландских художников, однако доказательств предоставить пока не смог). К реквизитам прилагается проект контракта от 2013 года, согласно которому мэрия Нижнего Тагила обязуется выплачивать €25 тыс в месяц кабинету адвокатов Клода Геана (в 2012 году, уйдя из правительства, Геан получил статус адвоката) за консалтинг. Консалтинг заключается в том, что французская компания Veolia Environnement собирается «устанавливать отношения» с мэрией Нижнего Тагила.
Почему вдруг мэрия Нижнего Тагила? Все просто — дочь тагильского мэра Сергея Носова замужем за сыном Александра Джухри Жерменом. Носов же — соучредитель Свердловского фонда поддержки регионального сотрудничества, через который в регионе финансировалась избирательная кампания Владимира Путина, а также советник Сергея Чемезова, который, в свою очередь, играл важную роль в переговорах по покупке у Франции десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль».
Сергей Носов заявил The Insider, что от официального комментария он отказывается, но пояснил, что «надо различать протоколы о намерениях, базар-вокзал, и контракты, а никаких контрактов мы не заключали». Он также добавил: «На выставке „Инопром“ в 2013 году состоялись переговоры с французами, по приглашению губернатора приезжал Доминик де Вильпен и президент компании Veolia Environment, это были переговоры о решении проблемы водоснабжения города, вся эта информация есть на сайте [На сайте информация о встрече и правда есть, правда речь там идет не о водоснабжении, а об утилизации мусора и отопительном оборудовании - «Руспрес»]. Контракты не подписывались, деньги не выплачивались. Это легко проверить, потому что все контракты — даже на консалтинговые услуги могут идти только через конкурсные процедуры». Сергей Носов также отметил, что со свадьбой его дочери эти переговоры никак не связаны: «Veolia Environment — государственная компания, и вы сначала докажите связь с Александром Джухри, а потом говорите».
Связь с Александром Джухри, впрочем, прослеживается ясная - в его офисе найдены документы о денежных переводах в адрес Клода Геана, который как раз и фигурирует в договоре о намерениях с мэрией Нижнего Тагила:
В доме Александра Джухри полиция также обнаружила письмо Клода Геана главе корпорации «Ростех» Сергею Чемезову от 28 января 2010 года.
«Уважаемый господин, несколько ваших друзей выразили желание, чтобы президент Французской республики вручил вам орден кавалера Почетного легиона. Имею удовольствие сообщить вам, что президент принял это предложение. В связи с этим я предлагаю вам выбрать подходящую дату...»
Источник Mediapart называет Сергея Чемезова основным переговорщиком с российской стороны в контракте по продаже «Мистралей». Та же роль с французской стороны выполнялась тестем мэра Нижнего Тагила Александром Джухри. В итоге Российская Федерация осталась и без кораблей и без €213,2 млн, уже выплаченных Франции, зато Чемезов в 2010 году был награжден французским орденом Почетного легиона.
В ноябре 2016 года Mediapart публиковал расшифровку телефонного разговора Николя Саркози с Александром Джухри. 20 января 2015 года Джухри звонил своему «другу» Николя из Москвы, куда приехал вместе с Домиником де Вильпеном, и просил помочь организовать встречу с президентом России Владимиром Путиным.
Во время допроса Саркози заявил, что не помогал Джухри встречаться с Путиным. При этом Джухри встретился с Клодом Геаном в рамках «профессиональных обязанностей министра». Саркози заявил, что ему известно о близких отношениях Джухри с бизнесменами Сержем Дассо и Анри Прольо. Анри Прольо — один из крупнейших французских бизнесменов. По данным французского журналиста Николя Энена (автор книги «Русская Франция. Исследование сетей путинского лоббизма», 2016), Анри Прольо управляет пакетом акций банка «Россия» (также известного как «банк друзей Путина»).
Интересное совпадение: кавалером ордена Почетного легиона Франции является и Геннадий Тимченко, причем это награждение прошло на фоне многомиллиардной сделки компании Total c «Новатэком» по освоению газового месторождения на Ямале, переговоры по которой шли не один год. Осуществлению сделки не помешали даже персональные санкции против Тимченко. Обсуждение сделки поднималось во французской прессе на фоне визита Владимира Путина в Версаль в 2017 году по приглашению избранного президента Эммануэля Макрона. Станцию по добыче сжиженного газа запустил лично Владимир Путин в декабре 2017-го.
Стоит отметить, что «След Каддафи» ищут не только во Франции. Как сообщает «Сегодня», Национальным антикоррупционным бюро Украины проверяется информация о том, что предвыборная кампания Юлии Тимошенко в 2010 году могла быть профинансирована лидером ливийской революции.