by topbloger
24. июля 2018 03:00
Представитель российского миллиардера Константина Николаева подтвердил, что с 2012 по 2014 год тот оказывал «точечную» материальную поддержку Марии Бутиной, задержанной в США за незаконную лоббистскую деятельность. Ранее о финансовой поддержке со стороны Николаева свидетельствовала сама Бутина перед комитетом сената по разведке в апреле. «Николаев давал ей деньги на организацию «Право на оружие», но перестал это делать уже к концу 2014 года, а его супруга Светлана вообще не имела с ней финансовых вопросов — только профессиональные и довольно ограниченные»,— заверил “Ъ” источник, близкий к семье Николаевых (бизнесом также занимается супруга бизнесмена — Светлана, она является президентом ООО «Промтехнологии»). Сам Николаев пока что не прокомментировал происходящее.
По версии «Дождя», после публикации Washington Post многие российские СМИ уже называют Константина Николаева главным спонсором Марии Бутиной, но на самом деле информации об их контактах пока совсем немного, зато связи самого миллиардера действительно хорошо известны.
О связях предпринимателя с арестованной росянкой мы знаем из двух источников. Кроме упомянутых сенатских показаний Бутиной, в ее электронной почте и смс-сообщениях часто упоминается некий российский миллиардер, бывший ее спонсором. Его фамилия в материалах дела скрыта, указано лишь, что его капитал — $1,2 млрд. Это примерно совпадает с оценкой, которую Forbes давал состоянию Николаева в зависимости от года. Этот загадочный миллиардер в сообщениях Бутиной описан как человек с тесными связями в администрации российского президента. Если речь все-таки именно о Николаеве, то список его знакомств — впечатляющий и администрацией не ограничивается.
Начнем с Алексея Мордашова. Номер два в российском списке Forbes когда-то стал первым крупным партнером Константина Николаева по бизнесу. Николаев в девяностые основал экспедиторскую компанию. А «Северсталь» Мордашова сначала стала клиентом, а потом и партнером — так транспортный бизнес Николаева превратился в компанию «Северстальтранс». А сам Николаев стал ее генеральным директором. Впоследствии Николаев и его старые партнеры по экспедиторскому бизнесу выкупили всю компанию у Мордашова. Но один из самых верных кремлевских олигархов вряд ли забыл старые связи — слишком много напоминаний.
Например, Игорь Левитин — бывший министр транспорта, а сейчас — помощник президента Владимира Путина. На пост министра Левитин в начале нулевых попал как раз из компании «Северстальтранс», где был заместителем гендиректора, то есть все того же Константина Николаева. Левитин и после ухода из правительства остается влиятельным куратором транспортной отрасли, в которой до сих пор сосредоточены бизнес-интересы Николаева.
У него есть влиятельные знакомства не только в администрации, но и в неформальном ближнем круге президента Путина. Железнодорожные перевозки свели Николаева с Геннадием Тимченко. У них были небольшие доли в транспортных бизнесах друг друга и совместные проекты за рубежом.
Еще более тесные деловые связи у Николаева были с Аркадием Ротенбергом. Во-первых, они оба были акционерами компании «Мостотрест» — крупнейшего российского строителя дорог и мостов. Во-вторых, Николаев был совладельцем «Северо-западной концессионной компании».
Название малоизвестное, зато всем хорошо знаком ее главный проект — платная дорога от МКАД до Шереметьево и дальше на Солнечногорск. При министре Левитине и акционере Николаеве эта компания получила многолетний контракт на эту дорогу без конкурса, а потом позвала строить трассу все тот же «Мостотрест» с Ротенбергом.
Правда, сейчас у Николаева в российском транспорте остался всего один крупный актив — это железнодорожный оператор Globaltrans. Зато есть инвестиции в США — от небольшого стартапа Grabr до газовой компании American Ethan. Последняя, правда, на всякий случай убрала информацию о Николаеве со своего сайта вскоре после публикации Washington Post. Сообщало о том, что совладельцем American Ethan является экс-глава администрации президента РФ Александр Волошин.