1 марта Басманный суд рассмотрел ходатайство СКР об аресте крупнейшего в России специалиста по информационным технологиям Сергея Шилова, обвиняемого в подстрекательстве чиновника к злоупотреблению должностными полномочиями при монтаже
интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ИСОД) МВД РФ. Как передает "Ъ", помимо опытных адвокатов айтишника приехали поддержать два десятка его коллег, иерей Филипп Малевич с огромным крестом на груди и мать, пояснившая судье, что именно ее сын «сделал Россию великой». Сам Сергей Шилов пообещал дать 20 млн рублей залога за свою свободу, однако все усилия оказались тщетными.
Перед началом заседания обвиняемого гендиректора AT Consulting Сергея Шилова ждала огромная толпа, состоявшая преимущественно из его коллег. Когда закованного в наручники шефа ввели в коридор двое полицейских, подчиненные сначала оробели, однако после чьего-то бодрого крика «Привет, Серега!» быстро пришли в себя и встретили гендиректора бурной овацией. Аплодисменты не стихали, пока обвиняемого не завели в клетку и не закрыли на замок.
Аргументы следователя ГСУ СКР, обратившегося в суд с ходатайством об аресте Сергея Шилова, были достаточно стандартными. Он пояснил, что обвиняемый в тяжком преступлении бизнесмен руководит коллективом проектировщиков из 2,5 тыс человек, многие из которых являются свидетелями по делу. Поэтому, оставаясь на свободе, может оказать на подчиненных давление или спрятать документацию AT Consulting, которая представляет интерес для расследования. Тем более что, по словам следователя, прецеденты уже были: во время проведенных ранее обысков в фирме ее глава якобы дал кому-то команду отключить сервер.
Сергей Шилов, по словам автора ходатайства, имеет
недвижимость за границей и действующий загранпаспорт, поэтому, оставаясь на свободе, может убежать. Отметим, что намеченный на 28 февраля визит бизнесмена в Прагу, по некоторым данным, и стал поводом для его задержания. Узнав о том, что бизнесмен, на тот момент еще свидетель по делу, не обремененный никакими обязательствами перед СКР, купил авиабилеты, собираясь навестить отдыхающую в Чехии мать, сотрудники управления «М» ФСБ РФ приехали к нему домой поздно вечером накануне отлета и задержали свидетеля. В итоге встреча родственников все же произошла, но только не в Праге, а в Москве: узнав о задержании сына, именинница срочно вернулась домой.
Еще одним аргументом следователя в пользу ареста стали предполагаемые «связи обвиняемого в руководстве МВД», которыми тот якобы успел обрасти за время своего сотрудничества с полицейским ведомством. В 2013–2014 годах Сергей Шилов, напомним, был автором, главным проектировщиком и монтажником ИСОД, предполагающей организацию в ведомстве суперсовременной и защищенной сети внутренних коммуникаций. Версия следствия такова: айтишник подбил своего приятеля, заказчика ИСОД от МВД Андрея Нечаева, предоставить именно ему право реализовать госконтракт стоимостью 1,4 млрд рублей, да еще и оплатить подрядчику незавершенные до конца работы. То есть подстрекал чиновника Нечаева к злоупотреблению должностными полномочиями, что было квалифицировано следствием по соответствующим ст. 33 и 285 УК РФ.
Наконец, следователь отметил, что Сергея Шилова
никак нельзя оставлять даже под домашним арестом, поскольку обвиняемый, будучи специалистом высочайшей квалификации по информационным технологиям, обязательно найдет способ обойти судебные запреты и выйдет на контакт со своими предполагаемыми подельниками по секретным каналам связи.
Адвокаты обвиняемого последовательно опровергли все изложенные подозрения. Так, например, защитники пояснили, что с осени прошлого года, когда был задержан
Андрей Нечаев, свидетель Шилов летал за границу и возвращался оттуда с десяток раз. Отправляясь в Прагу, он тоже купил билеты не только туда, но и обратно, на 11 марта, о чем автор ходатайства об аресте, по версии защиты, «стыдливо умолчал». Единственной связью обвиняемого в МВД, как пояснили защитники, был гражданский специалист и такой же айтишник Нечаев, да к тому же уже почти полгода находящийся в СИЗО. Опасаться же, что находящийся под домашним арестом человек каким-то образом свяжется с подельниками или сумеет запугать свидетелей, по мнению защиты, было вообще странно. При таком подходе, по мнению адвокатов, меру пресечения в виде домашнего ареста имеет смысл и вовсе отменить.
С учетом этого защитники назвали все аргументы следствия «заклинаниями», лишенными каких-либо документальных подтверждений. По их мнению, автор ходатайства настаивает на заключении обвиняемого под стражу только потому, что с арестантом проще проводить «оперативную работу» и оказывать на него моральное давление.
Поддержать Сергея Шилова приехал его, как выразились родственники, очень близкий человек и духовный отец иерей Филипп Малевич. Выступить на процессе этому дородному мужчине в черной рясе и с золотым крестом на груди не позволили, однако через защитников он передал судье свое ходатайство, в котором подробно изложил как светские, так и духовные достижения своего подопечного.
Активно подключилась к дебатам участников процесса и мать Сергея Шилова. Проигнорировав все установленные форматы и регламенты, пожилая женщина стала разъяснять судье, что ее сын является «гордостью России», а человеку, который «сделал страну такой большой и великой», нельзя находиться в СИЗО.
Выслушав профессиональных и общественных защитников, судья Наталья Дударь обратилась к адвокатам с нетрадиционным на подобных заседаниях вопросом: не хотят ли они предложить суду вариант с освобождением клиента под залог?
— Готовы,— заявил один из адвокатов.
— Предлагайте,— продолжила судья.— Вам решать.
— Решать мне, а предлагать вам.Начавшийся конструктивный диалог, таким образом, чуть было не зашел в тупик, но на выручку своим защитникам пришел сам обвиняемый, заявивший, что у него на банковском счете есть 20 млн рублей. «Их и готов отдать»,— сообщил Сергей Шилов.
Судья Дударь, повторив названную сумму и сделав соответствующую пометку у себя в блокноте, удалилась на совещание, и это обстоятельство показалось участникам процесса обнадеживающим. Коллеги и родственники стали вполголоса обсуждать, как побыстрее снять деньги и принимает ли суд наличные. Однако появившаяся было надежда рухнула, когда стоящие возле окон увидели, как в опустевший в связи с поздним временем внутренний двор Басманного суда въезжает автозак, а вышедшие из его кабины конвойные распахивают двери отсека для этапируемых.
Решение суда, удовлетворившего ходатайство СКР и отправившего господина Шилова под арест на два месяца, таким образом, ни для кого не стало новостью.