Химкинский горсуд вынес приговор
11 участникам ОПС обнальщиков под руководством Игоря Кузнецова и Абдуллы Гасанова, сообщает "Ъ". ОПС занималось
обналичиванием в подмосковных Химках. Оно было раскрыто после нашумевшей полицейской операции, во время которой во Внуковском аэропорту были изъяты несколько мешков с наличностью. Лидеры «обнальщиков» Кузнецов и дагестанский
депутат Гасанов получили соответственно 12,5 и 16 лет лишения свободы, их ближайший помощник Сергей Горячев — 15 лет. Рядовым операционисткам суд назначил условные сроки. (По делу группы "черных банкиров" Кузнецова-Гасанова также проходят: Татьяна Жукова, Ирина Ермакова, Олеся Кочубей, Людмила Миронова, Ольга Пивунова, Марианна Фролова, Сергей Соловьев, и Инна Марьина.)
Поскольку текст приговора составил около 1 тыс страниц, председательствующая Людмила Федорченко огласила лишь его вводную и резолютивную части. На это ей потребовалось около десяти минут. Из судебного решения следовало, что председательствующая фактически согласилась с позицией гособвинителя, просившего руководителей ОПС приговорить к длительным срокам лишения свободы, а в отношении рядовых участников незаконного обналичивания, в основном девушек, выполнявших функции операционисток, ограничиться условным наказанием.
Организовал преступное сообщество в 2007 году москвич Игорь Кузнецов, который до этого неофициально оказывал различным банкам помощь в открытии пунктов обмена валюты. По его задумке преступное сообщество должно было заниматься нелегальной аккумуляцией и переводом средств по заявкам клиентов, а также оказывать услуги по обналичиванию денег. Чтобы реализовать свой замысел, Игорь Кузнецов вышел на начальника отдела неторговых операций КБ «Инвестиционный союз» Сергея Горячева, с помощью которого оформил при химкинском отделении этого кредитного учреждения операционную кассу вне кассового узла (ОКВКУ). Она-то и должна была служить прикрытием для проведения незаконных банковских операций.
Для начала теневики обосновались в квартире жилого дома в подмосковных Химках, где работало не менее восьми операционисток. А в декабре 2011 года «отделение» переехало в деревню Голубое Солнечногорского района Московской области. Объемы перекачиваемых средств первое время были невелики, но все изменилось в 2011 году, когда Игорь Кузнецов познакомился с депутатом из Левашинского района Дагестана Абдуллой Гасановым. Тот пообещал теневому банкиру обеспечить ОКВКУ наличкой, которой не хватало в столичном регионе, но которой в избытке было у теневиков в Дагестане.
Магомед Каратов
Совместными усилиями злоумышленники поставили «обнальный» бизнес на широкую ногу, задействовав в том числе принадлежавший братьям Магомедрасулу и Магомеду Каратовым ЧОП «Карат-1», сотрудники которого специализировались на сопровождении наличных средств из Махачкалы в Москву.
Уроженцы Дагестана
Магомедрасул и Магомед Каратовы были задержаны в 2013 году и являются фигурантами одного из самых громких дел об обналичке последних лет. По прикидкам оперативников ГУЭБиПК, через них было перекачано до 100 млрд рублей через
фирмы-однодневки из Дагестана.
Именно перевозчики денег и заинтересовали сотрудников ГУЭБиПК МВД. 28 марта 2013 года оперативники задержали в аэропорту Внуково сотрудников махачкалинского ЧОПа, доставивших в Москву из Дагестана несколько тюков с 600 млн рублей. После этого сыщики быстро вышли и на нелегальных банкиров, которых задержали и препроводили в СИЗО. По окончании следствия, в начале 2016 года, дело «обнальщиков» было передано в Химкинский городской суд. Впрочем, тогда адвокатам удалось добиться возврата материалов расследования на доработку, поэтому дело было рассмотрено со второй попытки.
По результатам разбирательства суд признал подсудимых виновными (в зависимости от роли каждого) либо в организации ОПС, либо в участии в нем (ст. 210 УК РФ). Кроме того, председательствующая сочла доказанным участие всех подсудимых в незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ). Лидеры ОПС Игорь Кузнецов, Сергей Горячев и Абдулла Гасанов получили на полгода меньше, чем просило для них гособвинение, но все равно сроки оказались длительными — от 12,5 до 16 лет колонии строгого режима. Суд также обязал их заплатить штрафы в размере от 1,3 млн до 1,8 млн рублей.
Шести остальным участникам ОПС — девушкам-операционисткам — судья назначила по 5,5 года условного лишения свободы каждой. Формальный руководитель ОКВКУ Сергей Соловьев, выполнявший в реальности обязанности завхоза, был приговорен к 6,5 года условно. Еще одна операционистка попала под амнистию.
Адвокат Сергея Соловьева Оксана Михалкина заявила, что она и адвокаты операционисток «остались довольны итогами процесса». «Когда мы услышали, что обвинение в участии в ОПС суд в приговоре оставил, то очень огорчились,— заявила госпожа Михалкина.— Но поскольку судья решила не наказывать строго наших подзащитных, дав им условные сроки, мы решили не обжаловать приговор». Защитники Игоря Кузнецова, Сергея Горячева и Абдуллы Гасанова, напротив, уже подали в Мособлсуд апелляционные жалобы.
Между тем дело в отношении владельцев ЧОПа братьев Магомедрасула и Магомеда Каратовых расследуется до сих пор. При этом, по словам адвоката Михалкиной, с братьев было снято обвинение в участии в ОПС, что дает их защите шансы добиться относительно мягкого наказания в том случае, если суд признает бизнесменов виновными.
Алексей Соковнин