Следователями ГСУ ГУ МВД России по г. Москве при поддержке оперативников ГУЭБиПК МВД России произведены масштабные обыски и выемки документов в рамках уголовного дела о незаконном выводе активов из холдинга «Нутритек».
Следственные мероприятия с участием около ста оперативников проводились, в частности, на заводе, ранее принадлежавшем холдингу "Нутритек", а также в домах и квартирах его бывшего руководителя
Георгия Сажинова и иных лиц, имеющих отношение к выводу активов компании. Следователей интересовали финансовые и другие документы, связанные со сделками по выводу главного актива холдинга — завода в подмосковной Истре.
Уголовное дело № 293190, фигурантом которого является бывший заместитель министра сельского хозяйства России Георгий Сажинов, было возбуждено 14 июля 2015 года следственным отделом ОМВД по Басманному району г. Москвы. Поскольку на тот момент фигурант уже скрывался от правоохранителей за пределами России, 22 декабря 2015 года обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) ему было предъявлено заочно. В настоящее время по данным правоохранительных органов Сажинов находится в Киеве.
Как следует из материалов дела, экс-чиновник в качестве гендиректора двух компаний — ООО «Нордекс» и ООО «Нутримедлабораториз» — выстроил доверительные отношения с руководителями ООО «СМкапитал». А потом обратился к ним за финансовой помощью под тем предлогом, что сильно задолжал
«Россельхозбанку». Стороны заключили несколько договоров займа на общую сумму 530 млн рублей. Однако ни в оговоренные сроки, ни позже заемщик с кредитором так и не рассчитался. Таким образом, заключило следствие, боле полумиллиарда рублей компании «СМкапитал» были похищены.
Холдинг «Нутритек» Георгий Сажинов основал в 1990-м году. Компания специализировалась на
производстве детского питания и заменителей грудного молока под торговой маркой «Нутрилак». Долгое время дела шли в гору. Сажинов, еще находясь в должности замминистра, в рамках ФЦП «Дети России» выхлопотал для своего детища импортное оборудование на 30 млн долларов. В середине 2007-го года капитализация компании достигла $856,3 млн. Но спустя год ситуация кардинально поменялась. Капитализация «Нутритека» упала в 15 раз, кредиторы атаковали судебными претензиями. И в июле 2010-го года в Арбитражный суд был подан иск о банкротстве холдинга. Его главный бенефициар также был признан банкротом как физическое лицо.
Главным активом «Нутритека» в то время оставался собственно завод по производству детского питания, расположенный в Истре и стоивший 2 млрд рублей. И в преддверии банкроства весь имущественный комплекс предприятия Георгий Сажинов вывел в пользу своей же компании «Нордекс». Ее потом ликвидировал. А активы через ряд сделок оказались в собственности у ЗАО «Инфаприм». Этой фирмой — через через офшорные компании Snaplist Holding Limited, TARGECCIO INVESTMENTS LIMITED и LORDENA VENTURES LTD — владеют Георгий Сажинов и его дочь Анна. Как видно из схемы, перед тем как завод стал собственностью ЗАО «Инфаприм», его за короткий промежуток времени несколько раз перепродавали, используя технические компании.
Однако следствие данную цепочку вывода активов выявило и 14 января 2016 года Басманный районный суд г. Москвы по ходатайству следователя наложил арест на весь имущественный комплекс завода в Истре, принадлежащий «Инфаприм».
И вот тут началось самое интересное: представители «Инфаприм» обжаловали постановление об аресте в Московском городском суде, где пытались доказать, что эта компания не имеет никакого отношения к обвиняемому по делу Георгию Сажинову, а значит, ее имущество не может быть арестовано. Параллельно с этим Сажинов запустил в прессу информацию о якобы рейдерском захвате завода в Истре таджикским бизнесменом и сыном бывшего премьер-министра
Таджикистана Зафаром Азимовым, которого и представили новым владельцем ЗАО «Инфаприм» и завода в Истре.
Однако Московский городской суд постановление Басманного районного суда оставил в силе, установив срок наложения ареста до окончания предварительного следствия по делу.
Потерпев неудачу в суде и понимая, что расследование приведет к передаче актива потерпевшей стороне в качестве возмещения убытков, Георгий Сажинов договаривается со следствием, и уголовное дело приостанавливают. Таким образом, автоматически приостанавливается и течение срока наложенного ареста на завод.
Понимая, что такая сказка долго не продлится, Сажинов практически сразу берет кредит в
«Сбербанке» в размере 370 миллионов рублей под залог освобожденного актива. Как вышло, что крупнейший банк страны, известный своим дотошным отношением к заемщикам, выдал деньги беглому фигуранту уголовного дела под весьма спорный актив — загадка. Не исключено, что нового кредитора г-на Сажинова постигнет та же беда, что и всех предыдущих.
Следствию же еще только предстоит разбираться в тесных связях Георгия Сажинова и таджикской элиты. Выяснять, на каких условиях и за какой профит Зафар Азимов и его окружение согласились помогать фигуранту уголовного дела охранять его дорогостоящий актив. Существует версия, что таджикский бизнесмен использует завод для отмывания денег. Но ее, как и другие, еще предстоит проверять. В частности, сыщикам придется выяснить, какая роль в этом сценарии отведена члену «Справедливой России» и бывшему депутату Госдумы
Алексею Лысякову. По некоторым сведениям, он, используя накопленный административный ресурс, помогает Зафару Азимову «беречь» завод. Как замотивирован бывший парламентарий — тоже вопрос к следствию.
Многочисленная документация, изъятая в ходе обысков, должна помочь ответить на все эти вопросы. И, возможно, в ближайшее время по делу в качестве обвиняемого будет проходить уже не один только Сажинов.