Российский спорт получил новую оплеуху от WADA. Теперь нашим спортсменам грозит ещё 4 года выступлений под нейтральным флагом на Олимпийских играх и всех чемпионатах мира. Это касается и ЧМ по футболу в Катаре в 2022 году. Кроме того Россия может потерять право на проведение ряда спортивных мероприятий. Причина — очередное сокрытие и неполное предоставление данных о допинг-пробах. Почему государство до сих пор вынуждено расплачиваться за ошибки экс-главы РУСАДА Рамиля Хабриева и почему человек причастный к убийству репутации российского спорта спокойно занимается бизнесом и участвует в государственных проектах?
Допинговый скандал получил новый виток после того, как WADA заявила, что данные Московской антидопинговой лаборатории оказались неполными и, более того, не дают возможности установить их аутентичность. По их мнению, в базу данных проб за 2012-2015 гг. вносились изменения. К слову, полная передача этих сведений являлась ключевым условием восстановления в правах российского спорта. Нынешний глава РУСАДА Юрий Ганус утверждает, что новые изменения в базу вносились в декабре 2018 и январе этого года, когда лаборатория была под контролем Следственного Комитета России.
Вся эта история показывает одно — чиновники совсем не желают делать никаких выводов. Более того, они не спешат начать разбирательство и искать степень участия в махинациях с допинг-пробами экс-главы РУСАДА Рамиля Хабриева. Именно он возглавлял организацию в 2011-2015 гг. Казалось бы, всё, что происходит с российским спортом должно напрямую касаться того, под чьим руководством стали появляться первые правки в базу данных и подмена проб. Но по каким-то причинам в России этого никто не хочет замечать, а все карательные санкции выглядят уж слишком условно.
Как следует из отчёта независимой комиссии WADA от 9 ноября, многие спортивные федерации банально платили РУСАДА за то, чтобы она обеспечивала «чистоту» допинг-проб наших спортсменов. Причём коррупция в этом деле идёт с самых верхов, начинания от Министерства спорта.
Ещё в 2016 году The Times в своём расследовании выяснила, что Сергей Португалов, теперь уже бывший заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, участвовал не только в «помощи» российским легкоатлетам, но также помогал и пловцам. С тех пор как началась эта помощь 23 спортсмена получили запрет на участие в соревнованиях из-за положительных допинг-проб.
Как же удавалось так долго скрывать махинации? Коррупция выходила и за пределы России. Так в 2015 году были предъявлены обвинения Ламину Диаку, за то, что тот за взятки от ВФЛА игнорировал употребление допинга и не выносил санкций против российских лёгкоатлетов.
Естественно наивно думать, что подобное могло происходить без ведома и участия первых лиц в российском спорте и РУСАДА.
Но были ли предъявлены какие-либо обвинения со стороны российских правоохранителей в адрес виновников допинг-скандала? Похоже, что нет, и не будет. У властей не только нет вопросов к Рамилю Хабриеву, но и более того, она совсем не чурается и не боится иметь дело с человеком, который теоретически мог быть замешан в главном международном спортивном скандале и коррупции.
[polit.ru, 11.12.2019, "Длинный допинговый след: политика или коррупция?": Рамил Усманович оставил свой пост в 2015 году, когда высшее спортивное руководство страны включилось в решение проблемы, чтобы спасти спортивную честь страны. Лишились своих постов и другие руководители агентства. Кстати, исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев умер в возрасте 50 лет вскоре после увольнения. Но 65-летний Рамил Хабриев чувствует себя хорошо. Даже больше — он получает миллиарды бюджетных рублей на свои коммерческие проекты, которые реализует в Казани с партнером Рустэмом Магдеевым, которого считают ключевым авторитетным бизнесменом в окружении Рустама Минниханова. Собственно, Татарстан и «спонсирует» деятельность Хабриева-Магдеева [...]
Для реализации своих проектов Хабриев и Магдеев получили в свое распоряжении площади «Казань-Экспо», а это более 60 тысяч кв. м.
Сегодня, впрочем, важно даже не это. Человек, который возглавлял Российское антидопинговое агентство во время Олимпиады в Сочи, который по всем правилам и должен отвечать за его работу — и за провалы в этой работе, за возможную коррупцию вокруг проб — продолжает работать в «фарме», получать государственное финансирование, а о суде над Хабриевым даже не идёт речи. Если государство так отмечает «заслуги» того, кто несёт прямую ответственность за позор страны, то какие могут быть претензии к другим?
Получается, что власти, фактически, выгодно наказать именно Хабриева — тогда могут быть сняты обвинения руководства страны в том, что именно на самом высоком уровне готовилась махинация с «баночками мочи». Если есть вероятность, что произошедшее — простая коррупция, то суд над Хабриевым даст России шанс на скорое снятие спортивных санкций — врезка К.ру]
Сегодня Рамиль Хабриев ведёт совместный бизнес вместе с бизнесменом Рустэмом Магдеевым. Каждому принадлежит по 50% компании «ФармМедПолис РТ». Осенью этого года их компания в ходе Восточного экономического форума заключила соглашение с некоей японской фирмой K.K. Mirai Genomics. Согласно договорённостям на территории Республики Татарстан должно появиться производство японских приборов для быстрой диагностики инфекционных заболеваний. Сделку многие сочли подозрительной.
Японская компания готова вложить 2,5 млрд рублей в производство, то есть логично предположить, что фирма, которая готова пойти на такой шаг, должна быть довольно известной и иметь уже хоть какое-то имя на рынке. Однако, несмотря на то, что основана она ещё в 2007 году, подробной информации о K.K. Mirai Genomics в сети нет. Более того, существуют некоторые опасения, что на самом деле за всем этим скрывается распил именно бюджетных, а не частных денег. Издание «Версия» публиковало информацию, что 2,5 млрд рублей — это деньги которые были выведены из России в офшоры. И теперь через не совсем понятную, а главное, вряд ли полезную на практике технологию дельцы из «ФармМедПолис РТ» хотят освоить деньги из бюджета системы ОМС.
Дело в том, что якобы система K.K. Mirai Genomics под названием LifeRing может узнавать есть ли у человека грипп, пневмония или ОРВИ. Не сказать, что это очень полезное изобретение, тем более в России уже применяются тесты для определения этих инфекционных заболеваний. Более того независимо от того какой подтип у вируса — его лечение никак не отличается. Казалось бы, какой тогда смысл тратить деньги из бюджета ОМС на ненужную игрушку? Похоже, что и здесь может не обойтись без очередных коррупционных скандалов. Тем более сам Хабриев в прошлом был министром здравоохранения РТ, а Магдеев считается главным «кошельком» главы РТ Рустама Минниханова. Что определённо даёт им возможность использовать своё влияние, чтобы завозить в Россию сомнительные технологии.
Но удивительно другое — как при полной потере репутации российского спорта, потере репутации РУСАДА, репутация самого Хабриева в чиновничьих кругах не пострадала? Или же здесь по принципу свой своего не выдаст?
Сергей Гринев