В среду Мосгорсуд и Тверской райсуд столицы поочередно с разницей в несколько часов рассмотрели ходатайства, связанные с громким уголовным делом Зиявудина и Магомеда Магомедовых и Артура Максидова. В апелляционную инстанцию городского суда обратились адвокаты подследственных с жалобой на арест активов бизнесменов и их счетов. В частности, речь шла о счетах более трех десятков компаний, которые, по данным правоохранителей, подконтрольны господам Магомедовым. Счета оказались арестованы и у предприятий, связанных с сестрой Магомедовых Наидой и ее мужем сенатором Умаханом Умахановым.
Главным образом адвокаты оспаривали обоснованность арестов судом первой инстанции счетов компаний, входящих в Fesco (стратегический актив «Суммы»),— Дальневосточного морского пароходства, Владивостокского морского торгового порта, «ТК-Терминала», «ТК-Логистики», «М-Порта», Национальной контейнерной компании, Дальневосточного зернового терминала. Зиявудин Магомедов, напомним, до последнего времени был председателем совета директоров Fesco, а «Сумме» принадлежало 32,5% акций компании.
Перед заседанием состоялась перепалка между адвокатами и представителем Генпрокуратуры. Защитники жаловались на то, что надзорный орган «потакает любым, даже не соответствующим закону требованиям следователя Николая Будило», ведущего расследование. По уверениям адвокатов, следователь отказывается рассматривать ходатайства о снятии ареста со счетов компаний для выплаты зарплат их работникам, предупреждает о назначенных судебных заседаниях «за 15 минут до их начала» и т. п. Прокурор предложила перенести дискуссию в зал суда.
На заседании адвокаты настаивали, что следствие вопреки нормам УПК не представило в райсуд доказательств «оперативного контроля» или корпоративных связей структур Fesco с фигурантами расследования, а также того, что компании использовались «в качестве орудия преступления или для финансирования преступной группы».
Все эти утверждения, заявила адвокат Светлана Мальцева, основываются на оперативных справках, «построенных по принципу "одна баба сказала"». В свою очередь, ее коллега Даниил Сидоров отметил, что арест счетов предприятий Fesco приведет не только к невыплате 2,8 млрд рублей налогов, но и к массовым выступлениям 4,6 тыс «докеров и простых грузчиков, которые с мая не получают зарплату и не смогут отправиться летом с семьями в отпуск». Кроме того, подчеркнул господин Сидоров, компании, входящие в Fesco, обеспечивают программу северного завоза, который из-за ареста их счетов может в этом году рухнуть.
Эмоциональным оказалось выступление в суде представителя ОАО «Суровикинский элеватор» (СЭ). Он заверил суд, что его компания не имеет никакого отношения к братьям Магомедовым, которые не являются акционерами СЭ и не входили в его управляющие органы. По словам представителя элеватора, все 100% его компании принадлежат Объединенной зерновой компании (ОЗК), в которой Росимущество владеет контрольным пакетом, а государство представлено заместителем министра сельского хозяйства, который возглавляет и совет директоров ОЗК. «Следствие считает, что замминистра подчинялся Магомедовым?» — задал вопрос представитель элеватора.
В ответ представитель следственного департамента МВД Екатерина Емельянова заявила, что следствие располагает данными о контроле фигурантов расследования над всеми предприятиями, чьи счета были арестованы,— через доверенных лиц, родственников, офшорные компании и т. д. «Это подтверждается не только данными ОРМ, но и допросами свидетелей, результатами выемок и другими материалами дела»,— отметила следователь. Она также добавила, что если ходатайство о снятии ареста оформлено должным образом, то следователь Будило его обязательно рассмотрит, как это было в случае с Дальневосточным зерновым терминалом, арест со счетов которого уже снят, «поскольку имелись законные основания».
Также следователь сообщил о наличии анонимного письма о якобы имевшем место хищении денег группы Fesco. В самой компании это письмо считают провокацией, дающей основание для продолжения ареста счетов.
В итоге Мосгорсуд посчитал доводы следствия более обоснованными и жалобы адвокатов отклонил, оставив под арестом счета более 30 компаний.
В Тверском же суде, где после обеда рассматривались ходатайства о продлении сроков ареста фигурантам расследования, позицию следствия представлял уже сам Николай Будило. Он и сообщил о появлении в деле нового фигуранта — бывшего вице-президента по финансам инвестиционной компании «Сумма Капитал», ныне финдиректора АDG group Александра Кабанова. Напомним, «Сумма Капитал» являлась управляющей компанией группы «Сумма», а ее совладельцем и председателем совета директоров был Зиявудин Магомедов. По данным “Ъ”, 30 июля господину Кабанову было предъявлено обвинение по ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе), его дело уже объединено в одно производство с делом братьев Магомедовых. Отметим, что господин Кабанов был арестован Тверским судом раньше других фигурантов — 8 февраля 2018 года. Ему инкриминировался отдельный эпизод — хищение во время работы в «Сумма Капитале» средств ФСК ЕЭС в размере 1 млрд рублей. В «Сумма Капитале» господин Кабанов отвечал за проведение финансово-экономической политики, организацию бюджетного процесса, формирование финансовой и управленческой отчетности.
Кроме того, в ходе заседания в Тверском суде стало известно, что следствие заочно предъявило обвинение в участии в ОПС и уехавшим за границу Эльдару Нагаплову и Вячеславу Кочетову, чья компания участвовала в строительстве к ЧМ-2018 стадиона в Калининграде (хищения на этом объекте являются одним из ключевых эпизодов расследования).
Запросы о правовой помощи, по словам господина Будило, следствие направило на Кипр, Багамы, Британские Виргинские острова, поскольку установлено, что «бизнес Магомедова строился через офшорные компании», владельцами которых числились охранники и водители арестованных. Кроме того, фигуранты обладают значительным имуществом за рубежом и направляют туда денежные средства — «например, своим детям во Францию». В связи с этим следователь спрогнозировал новые аресты имущества обвиняемых.
Напомним, что совладелец «Суммы» Зиявудин Магомедов и его брат Магомед обвиняются следственным департаментом МВД в организации преступного сообщества, похитившего 2,5 млрд рублей, а их подельник, бывший гендиректор входящей в группу «Сумма» компании «Интекс» Артур Максидов,— в хищении почти 669 млн рублей. Никто из фигурантов вину не признает. Бывший однокурсник Зиявудина Магомедова Аркадий Дворкович в понедельник заверил РБК, что он не был вовлечен в бизнес братьев, «кроме благотворительной деятельности». Кроме того, Дворкович не верит в наличие серьезных нарушений при строительстве калининградского стадиона. «Нарушения есть всегда и на всех стройках без исключения», — говорит он.