В Москве в понедельник был заочно арестован известный американский бизнесмен и
коллекционер 87-летний Гордон Ланктон. Сотрудники главного следственного управления ГУ МВД по Москве обвиняют его в невозврате более полутора десятков ценных старинных
икон. Раритеты американец получил на пять лет для экспозиции своего частного музея в Массачусетсе и должен был вернуть владельцу — столичному Музею русских икон — в 2015 году, однако не сделал этого. Дело в отношении предполагаемой сообщницы господина Ланктона, бывшего директора столичного музея Елены Князевой, уже дошло до суда, который вернул его в прокуратуру для устранения недостатков. Иконы же в конце концов вернулись в Россию.
Рассмотрение ходатайства главного следственного управления
(ГСУ) ГУ МВД по Москве началось с неожиданной задержки: как выяснилось, у отсутствовавшего обвиняемого Гордона Ланктона нет адвоката по соглашению. Однако проблема была оперативно решена: суд назначил защитника из числа адвокатов, ожидавших других процессов в коридоре возле кабинета судьи Марины Сизинцевой, которая рассматривала арестное ходатайство.
Представители следствия и прокуратуры настаивали на заочном аресте Гордона Ланктона. Мотивируя свое требование, следователь отметил, что в мае 2014 года господин Ланктон через аэропорт Домодедово покинул территорию России и теперь его местонахождение неизвестно. Также следствие обратило внимание на тяжесть преступления, наказание за которое предусматривает до восьми лет колонии.
Адвокат коллекционера, которой суд предоставил несколько минут для ознакомления с материалами дела, выступила категорически против предложенной меры пресечения, отметив, в частности, что, судя по изученным ею документам, следствие не уведомляло господина Ланктона должным образом о проводимых в отношении него следственных действиях, включая планируемый арест, а также не пыталось установить его место жительства. Наконец, адвокат заявила, что не усматривает в материалах дела состава преступления, приписываемого следствием американскому коллекционеру.
На оценку доводов сторон суду потребовалось около получаса, после чего председательствующая постановила: ходатайство следствия удовлетворить и заочно арестовать Гордона Ланктона на два месяца. Отправить американца в московский СИЗО можно будет лишь в случае его экстрадиции из третьей страны (США своих граждан не выдают) или при задержании в самой России. «Вдруг решит вернуться в Россию — совесть замучает» — так после заседания обрисовал кому-то по телефону перспективы исполнения судебного решения представитель ГСУ. Комментировать ход расследования он отказался.
Уголовное дело по ч. 3 ст. 35 и ст. 190 УК РФ (
невозвращение на территорию Российской Федерации
культурных ценностей, совершенное организованной группой) было возбуждено сотрудниками Московской таможни в феврале 2016 года, после чего расследованием последовательно занимались УВД по ЦАО столицы и ГСУ ГУ МВД по Москве. Как говорится в материалах расследования, 30 сентября 2010 года тогдашний директор частного московского Музея русских икон Елена Князева подала декларацию на товар для временного вывоза 16 православных икон XVI–XVIII веков для проведения выставки «Из России с любовью» в частном одноименном музее в городе Клинтоне (США), владельцем которого является господин Ланктон. Однако в ноябре 2015 года срок временного вывоза истек, а иконы так и не были предоставлены Выставочному таможенному посту Московской таможни.
Уголовное дело сначала расследовалось в отношении неустановленных лиц, затем в нем появились фигуранты — Елена Князева и Гордон Ланктон. Позже в отношении экс-директора московского музея дело выделили в отдельное производство и довели его до суда. Впрочем, год назад Пресненский суд Москвы вернул его в прокуратуру для устранения недостатков. Вины подсудимая не признавала, сейчас она находится под подпиской о невыезде. Тем временем американцу в марте прошлого года заочно предъявили обвинение и объявили его в международный розыск. После начала уголовного преследования фигурантов иконы были возвращены в Россию.
Отметим, что Гордон Ланктон уже однажды фигурировал в скандальной истории с русскими иконами. 23 октября 2010 года в его музее открылась выставка, 37 древнерусских икон для которой предоставил Музей Рублева. Она должна была идти до июля 2011 года. Однако в марте 2011 года российское Министерство культуры (
возглавляемое тогда Александром Авдеевым) потребовало досрочно вернуть иконы в Москву, поскольку решение Федерального окружного суда Вашингтона по делу «библиотеки Шнеерсона» создало угрозу их конфискации. Как напомнил теперешний директор Музея Рублева Михаил Миндлин, в ходе переговоров с Александром Авдеевым и тогдашним директором Музея Рублева Геннадием Поповым Гордон Ланктон сначала отказался досрочно закрыть выставку, ссылаясь на колоссальные убытки. Однако 23 марта он все-таки направил в Минкульт РФ письменное согласие на демонтаж выставки и возвращение экспонатов в Россию.
Главный хранитель музея Оксана Смирнова, сопровождавшая в марте 2011 года иконы на обратном пути в Москву, подтвердила, что в музей вернулись все 37 экспонатов, отправленных на выставку. Никакого сотрудничества между музеем Гордона Ланктона и Музеем Рублева, по словам Михаила Миндлина, с тех пор не было.
Чем известен Гордон Ланктон: личное дело
Гордон Ланктон родился в 1932 году в городе Пеория,
штат Иллинойс (США). Окончил Корнелльский университет в штате Нью-Йорк.
Работал в компаниях DuPont и Stanley Works. С 1960-х годов занимал руководящие посты в корпорации Nypro Inc., которая занимается изготовлением изделий из пластмасс.
В 1989 году приехал в Россию, где вскоре открыл фабрику по производству пластмасс. В это же время начал коллекционировать иконы. Первый образ приобрел на Измайловском рынке в Москве за $20. За несколько лет бизнесмену удалось собрать 350 икон. Они легли в основу коллекции Музея русских икон, который Ланктон открыл в 2006 году в городе Клинтон (США, штат Массачусетс). Также бизнесмен приобрел несколько икон на крупных международных аукционах.
Как сообщается на сайте учреждения, это единственный в Америке музей, посвященный иконописи, его коллекция считается одной из крупнейших за пределами России. В музее также представлены предметы современного русского искусства и иконы других православных церквей. В 2011 году музей фигурировал в СМИ в рамках спора между США и Россией по поводу библиотеки Шнеерсона, национализированной большевиками. Американский суд потребовал вернуть книги прежним владельцам, однако МИД России не согласился с таким решением. В это время в музее Ланктона экспонировались иконы из музея имени Андрея Рублева, и власти России, опасаясь их ареста, потребовали вернуть произведения искусства домой.
Владислав Трифонов
Наталья Носова
****
Минкульт удерживает «Христа во гробе»
Срок исключения картины из фонда Русского музея истек
Холст Брюллова «Христос во гробе»
Министерство культуры не исполнило предписание Выборгского горсуда до 1 июня исключить незаконно находящуюся в госсобственности картину Карла Брюллова «Христос во гробе» из Музейного фонда РФ. Новым предлогом для отказа вернуть арестованный в 2003 году шедевр коллекционерам из Германии Александру и Ирине Певзнер Минкульт называет отсутствие запроса таможни. Хотя Выборгская таможня еще 7 мая сообщила суду, что не может организовать «оформление и возврат товара», пока он остается «единицей музейного хранения».
1 июня истек срок для исполнения Министерством культуры предписания Выборгского суда исключить картину Карла Брюллова из Музейного фонда РФ и списка экспонатов
Русского музея. Картина была приобретена в Европе и временно привезена Александром Певзнером на экспертизу в Русский музей в 2003 году, но была арестована ФСБ, обвинявшей коллекционера в неправильном таможенном оформлении (контрабанде) его собственности.
Дело было прекращено в связи с истечением десятилетнего срока давности, после чего суды, включая Верховный и Конституционный, решали вопрос о законности ее конфискации. В 2016 году картина была зарегистрирована в госсобственности и коллекции Русского музея. Но 14 июня 2017 года вступило в силу решение президиума Верховного суда об отмене ее конфискации и возврате картины законным владельцам «после надлежащего таможенного оформления».
7 мая Выборгская таможня сообщила Выборгскому суду, что не может в соответствии с судебными решениями организовать «таможенное оформление и возврат товара законному владельцу». «Товар находится на постоянном хранении в Русском музее», который не вправе выдать таможне для оформления «единицу музейного хранения» без разрешения
Минкульта, доложил суду представитель таможни. К письму приложен соответствующий ответ директора Русского музея Владимира Гусева от 5 апреля. Он уточнил, что картина зарегистрирована в государственном каталоге Музейного фонда РФ и может быть исключена из него только Минкультом. Поэтому 4 мая Выборгский суд потребовал, чтобы Минкульт до 1 июня картину из Музейного фонда РФ и коллекции музея исключил.
До сих пор, напомним, Минкульт настаивал, что суд от него исключения картины не требовал, а производство по этому делу не завершено.
Адвокат коллекционеров Максим Крупский в апреле предупреждал в письме главу департамента культурного наследия Минкульта Юрия Евтюхина, что «злостное неисполнение» судебного решения или иного обращения суда «образует состав преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ».
1 июня пресс-служба Минкульта отказалась ответить на вопросы, исключена ли картина из Музейного фонда (что не требует обращения таможни) и сообщил ли об этом Минкульт суду.
Ведомство утверждает, что исполнению вступившего год назад в силу судебного решения оно «не препятствует». Картина подлежит возвращению господам Певзнерам, но лишь «после надлежащего оформления органами таможенного контроля», а «органы таможенного контроля в Минкульт с целью проведения таможенного оформления картины Карла Брюллова "Христос во гробе" не обращались», выдвинули новую версию в Минкульте.
«Министерство культуры последовательно под разными надуманными предлогами не исполняет судебное решение и обязательное предписание Выборгского горсуда об исключении картины из Музейного фонда РФ. Считаю действия должностных лиц министерства абсолютно беспрецедентными, умаляющими авторитет судебной власти и грубо нарушающими мои права»,— сказала Ирина Певзнер.
«Не припомню более эпичной истории с упрямым неисполнением распоряжений сразу трех российских судов в пользу частного лица по спору с государством, ведь Конституционный суд, президиум Верховного суда и Выборгский горсуд с марта 2017 года
признавали необходимость вернуть ставшую уже легендарной картину Карла Брюллова Ирине и Александру Певзнерам»,— сказал руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан. Он отметил, что «Минкульт больше полугода прикидывался, что не умеет читать и якобы суды возвращать картину его не обязывали, но теперь впервые публично признал, что картина подлежит возврату». Попытки же «всячески оттянуть исполнение судебных решений бессмысленны», считает эксперт.
Анна Пушкарская
Источник: "Ъ", 04.06.2018