В рамках празднования 45-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали ОАО «Российские железные дороги» закупают эксклюзивные дорогие наборы сувенирной продукции. Непонятно, кто будет получателем этих подарков, однако за небольшую их партию госмонополия готова выложить 153 млн рублей.
Корпоративная подарочная коллекция должна быть направлена на «создание положительного имиджа РЖД как лидера железнодорожной транспортной отрасли России», говорится в описании заказа. Дизайнеров просят найти креативное решение: визуализировать железнодорожные объекты, оформленные «в стиле авангардизм с использованием элементов современной графики».
«Концепция воплощает ощущение реальности нового времени, перемен и возможностей», — подчеркивают разработчики закупочной документации и прописывают, какие товары, по задумке, могут повысить узнаваемость бренда. Заказываемую к юбилею продукцию делят на несколько типов. Ее поставят в ряд регионов, однако на Москву приходится большая часть заказа: около 80% сувениров раздарят в столице. Притом что масштабные празднования планируются не там.
ОАО «РЖД» заказало 2000 наборов, в каждом из которых — по шесть карандашей с логотипом компании на корпусе. Стоимость одного из них оценивается в 914 рублей (все цены указаны с учетом НДС). Закупят также тысячу наборов из двух USB-флеш-карт в виде поезда (объемом не менее 16 гигабайт). За набор госкомпания платит по 2961 рублю. Стоит подчеркнуть, что в интернете такие флешки с логотипом РЖД продают менее чем за 1000 рублей. На 500 шариковых ручек в корпусе из латуни и хрома, как подсчитал Daily Storm, уйдут 1,5 миллиона рублей: вместе с упаковкой каждая стоит 2960 рублей.
Бейджи с прозрачным карманом, по расчетам РЖД, стоят 372 рубля, их заказывают в общей сложности тысячу штук. Для сравнения: типография Высшей школы экономики продает сатиновые ленты с логотипом университета по 60 рублей за штуку, если заказывается карман — предоставляется скидка. Карманы с клипсой в Сети можно найти от 10 рублей и выше. Вдобавок госкомпания закупает несколько сотен папок-конвертов из экокожи с блинтовым тиснением — по 2959 рублей за конверт.
Среди рекламно-имиджевых сувениров указаны фарфоровые чашки для чая (по 798 рублей), настенные часы, футболки. Для представителей бизнеса планируют приобрести 300 наручных часов из нержавеющей стали с минеральным стеклом и надписью «Сделано в России» на циферблате, Bluetooth-колонки со светильником и сенсорным управлением, шарфы, шапки и варежки (стоимость аксессуаров варьируется от 1722 до 2942 рублей), елочные игрушки ручной работы, стеклянные графины. Кроме того, РЖД заказывает аксессуары в дорогу: складные рюкзаки за 3000 рублей, чехлы для одежды и обуви, термосы для горячей еды, термостаканы.
Полтысячи детей — вероятно, детей сотрудников РЖД — получат мячи с насосами за 2613 рублей, кому-то достанутся 3D-конструкторы из дерева, беспроводные аудиоколонки, скакалки со счетчиком калорий. Для женщин сошьют косметички из натуральной кожи и футляры для очков — на каждый продукт готовы потратить около 3000 рублей. Мужчин ждут штофы для напитков (3945 рублей), запонки, зажимы для галстуков. Есть изделия «декоративно-прикладного искусства»: подстаканники из латуни с хрустальными стаканами (3942 рубля), настенные панно, чайные и кофейные наборы, ключницы, зажимы и футляры для кредитных карт из кожи буйвола (все — дороже 3000 рублей). Больше всего в РЖД заказали карманных календарей — 5000 экземпляров по 38 рублей за каждый.
Daily Storm направил в РЖД запрос с просьбой уточнить, для кого закупаются сувениры, и каким образом рассчитывалась их начальная стоимость.
Конкурс на поставку сувениров, проводимый РЖД, — один из самых крупных за последние годы среди госкомпаний. К примеру, в 2017 году «Аэрофлот» в честь 95-летия компании закупил несколько тысяч чехлов для iPhone, смартфонов Samsung, 25 000 памятных знаков, открыток и детские часы. Вся продукция обошлась авиации в 26 миллионов рублей.
Госбанки тоже периодически заказывают сувенирную продукции. ВТБ недавно делала подарки для клиентов Private Banking, выделив на эти цели 15 миллионов рублей. Банк приобретал флеш-карты со сканером отпечатка пальцев, картхолдеры, графины для белого вина Gliss и наборы к чаю из леденцового сахара с лавандой и клубникой. Россельхозбанк заказывал в большом объеме глянцевые наклейки, ручки и карандаши со своим логотипом. Стоимость ручки и карандаша составляла 11 и 16 рублей соответственно.
8 июля 2019 года с начала строительства Байкало-Амурской магистрали — одной из крупнейших железнодорожных линий в мире, выходящей к Тихому океану, — исполняется 45 лет. По признанию экспертов, хотя ветка остается экономически убыточной, в 2013-м началась ее модернизация. На нее вместе с Транссибом планировалось пустить свыше 500 миллиардов рублей. Аудиторы обнаружили завышение стоимости этих работ до 45%.