Стало известно о стратегии американских лоббистов из фирмы Mercury Public Affairs, которым
удалось вытащить из-под санкций бизнес Олега Дерипаски. Минфин США убедили аргументы о том, что «план Баркера» позволит «наказать плохого парня», сохранив рабочие места, а еще — предотвратит переход алюминиевого гиганта UC Rusal под контроль Китая.
О подробностях работы американских лоббистов из компании Mercury рассказал источник, близкий к одной из сторон сделки En+ с минфином США и досконально знакомый с ходом переговоров.
Председатель совета директоров En+ и автор плана спасения бизнеса Дерипаски от санкций, лорд Грегори Баркер, нанял эту компанию для коммуникаций с американскими чиновниками в мае 2018 года, через месяц после введения санкций.
«Наказать плохого парня и сохранить рабочие места» — так описывает стратегию Mercury один из собеседников. «Плохим парнем» Конгресс однозначно
считает Дерипаску и снимать с него персональные санкции не планирует, поясняет он. Mercury продвигала «план Баркера», который предусматривал отмену санкций в отношении ключевых активов Дерипаски в обмен на его отказ от контролирующих долей. Основные пункты, по которым работали лоббисты, подтвердил источник, близкий к UC Rusal. Кроме того, они подтверждаются документами, опубликованными в реестре FARA (акт о регистрации иностранных агентов). Мercury и En+ отказалась от комментариев.
Три аргумента против санкций
1. Рабочие места. Для начала Mercury обратилась к нескольким странам с просьбой поддержать «план Баркера» и разъяснениями, почему санкции вредят конкретно их экономикам. Mercury попросила поддержки «плана Баркера» у восьми государств — Германии, Швеции, Австралии, Италии, Нидерландам, Ирландии, Франции и даже Ямайке. Им предлагалось попросить снять санкции с
UC Rusal ради сохранения рабочих мест (черновики писем есть в реестре FARA — в нем, согласно акту о регистрации иностранных агентов, Foreighn Agents Registration Act, публикуется отчетность компаний с иностранными бенефициарами).
UC Rusal — крупнейший производитель алюминия, и на него завязаны «тысячи рабочих мест, в частности — в автомобильном, телекоммуникационном и
аэрокосмическом секторе», — предлагали написать послу Франции в США Жерару Аро. UC Rusal владеет и управляет Aughinish Alumina, где работает более 450 человек, советовали написать послу Ирландии. В Австралии компании принадлежит 20% Queensland Alumina — санкции скажутся и на экономике страны, и на ее рабочих, говорилось в предложенном варианте посольского письма этой страны. В письме от Германии предлагалось написать о том, что проблемы UC Rusal означают потерю тысяч рабочих мест — в частности, в BMW, Daimler и Volkswagen.
На Ямайке UC Rusal владеет компанией WINDALCO (West Indies Alumina Company), поэтому «сохранение санкций негативно скажется на экономике, рабочих местах, а также на самих рабочих и тех, кто зависит от них финансово», написал в Конгресс посол страны в США.
Подписали ли письма остальные послы, из реестра FARA неочевидно. «Помимо Ямайки письма подписали как минимум четыре страны ЕС», — заявил источник.
2. Китайская угроза. Еще один аргумент лоббистов состоял в том, что отказ от «плана Баркера» мог подтолкнуть En+ к поиску других путей выхода из тупика — среди них может оказаться поглощение бизнеса
китайскими компаниями или национализация в России.
Аргумент про Китай выглядит неслучайным: введение санкций против Дерипаски и его компаний совпало с началом торговой войны между Китаем и США. За два дня до появления санкционного списка против российских олигархов и чиновников страны обменялись масштабными угрозами — составили реестр товаров на $50 млрд каждый, на которые предлагалось ввести торговые пошлины в 25%. А еще раньше, с конца марта, США начали вводить пошлины на стальную и алюминиевую продукцию для всех ее поставщиков на американский рынок.
3. Внутриамериканские проблемы. Сохранение санкций также ставило под удар администрацию Трампа из-за «ущерба, который они нанесут американским производителям и потребителям», настаивали лоббисты.
Стратегия сработала: 28 января, через девять месяцев после введения санкций, Минфин США объявил об их снятии. Свое решение ведомство аргументировало тем, что российский миллиардер выполнил американские условия и отказался от контроля над своими активами.
Mercury — топовая лоббистская компания, у нее больше 20 офисов в разных странах. Среди почти 500 клиентов компании — Uber, AirBnb, а также правительства Нигерии и Катара, сообщается на ее сайте. Также Mercury опосредованно лоббировала интересы бывшего президента Украины
Виктора Януковича. В 2012 году экс-глава предвыборного штаба Дональда Трампа и до недавнего времени лоббист Дерипаски Пол Манафорт создал в Брюсселе «Европейский центр по делам современной Украины». Для его продвижения в США
Манафорт нанял две фирмы, одной из которых была Mercury. Сотрудники обеих компаний прекрасно понимали, что их реальный клиент — Янукович, писала The New York Times.
Лорд Баркер, бывший министр энергетики Великобритании, возглавивший совет директоров En+ в октябре 2017 года, дружен с одним из партнеров Mercury, поэтому выбор пал именно на эту компанию, говорит собеседник. Один из сооснователей американской компании — Кирилл Гончаренко, американец с русскими корнями. Судя по его профилю в Linkedin, в 1980-е Гончаренко закончил школу в Калифорнии, а потом изучал политологию в престижном нью-йоркском колледже Vassar. До Mercury он успел поработать ассистентом советника по международным делам в американском сенате.
Услуги лоббистов обошлись En+ почти в $1 млн, следует из договора между Баркером и Mercury: гонорар фирмы составлял $108,500 в месяц, она работала с начала мая. По словам источника The Bell, договор остается в силе до сих пор, хотя стороны планируют вскоре свернуть сотрудничество.
Mercury и раньше занималась антисанкционной работой, добавляет собеседник. Но заказ от En+, по его признанию, был непростым: «Из-за
Трампа сложно делать все, что связано с Россией».
Усилиями одних лишь лоббистов спасательная операция Дерипаски не ограничивалась, писала The New York Times: над снятием санкций также бились специалисты по PR, бывший американский сенатор и бывший член команды Трампа
Брайан Ланза (сейчас работает в Mercury) со связями в Казначействе и Белом доме.
Анастасия Стогней