С приходом на НТВ новой команды осенью 2015 года, когда когда канал вместо Владимира Кулистикова возглавил Алексей Земский, объем скрытой рекламы в его программах заметно вырос. Речь идет не только о продакт-плейсменте, который на отечественном телевидении давно уже не считается нарушением журналистских стандартов. Оказывается, коллеги господина Земского активно собирают деньги за эфир с гостей телевизионных сюжетов и с "независимых экспертов". Такая практика существует как минимум в одной из основных информационных программ принадлежащего "Газпром-медиа" канала - «Деловое утро». Оценивало рынок заказных материалов в федеральной прессе в $130 млн в год. На телевидении расценки в несколько раз больше. Отдельной статьей оплачивается неразглашение этой информации.
Ведущие программы "Деловое утро" Александра Назарова и Максим Привалов
11 августа управляющему партнеру Hot Consulting Роману Сабиржанову позвонила девушка, представившаяся Татьяной Бабиченко, и предложила сделать с его участием сюжет в программе «Деловое утро» на НТВ. Диалог получился довольно коротким.
— Аудитория, конечно, не наша, но давайте сделаем.
— Роман, но это не бесплатно, конечно же, вы же понимаете, как работают СМИ
— Нет, не понимаю, другие телеканалы денег не просили.
— Но вы же понимаете, что НТВ — это охват! — отвечала Татьяна, но так и не нашла понимания и даже не успела озвучить сумму.
Возмущенный Роман Сабиржанов немедленно опубликовал в Facebook пост об этом разговоре, охарактеризовав эту ситуацию как «днище». После чего в комментариях появилась корреспондент программы Татьяна Суворова, оставившая следующий комментарий: «Коллеги, спасибо всем за неравнодушие. Роман прислал мне телефон звонившей ему девушки. Мы созвонились. Девушка предлагала услуги пиара. Неясно, почему днище НТВ в этой истории? Если вы мне покажете хоть одного пиарщика, работающего без денег, то я куплю вам новую машину. Пиарщики всегда берут деньги за устройство своих спикеров в СМИ. Плохо, что они представляются сотрудниками канала».
Суворову поддержала экс-сотрудница НТВ Олеся Черныш: «Я уже почти год как не на НТВ, но случаи такие участились, я смотрю… Недавно так же моим спикерам позвонил молодой человек и предложил участие в программе за 120 тысяч! Некий Никита! Причем назвался он представителем канала». Ни Суворову, ни Черныш не возмущал сам факт появления в программе «джинсы» (то есть рекламы под видом информационного материала), их недовольство вызывало лишь то, что эфиром торгуют некие «левые люди».
Чуть позже в комментариях появилась и некая Ирина Люгай — судя по соцсетям, до весны этого года она занималась преимущественно своей школой танцев, а затем переквалифицировалась в пиарщики. Она открыто предлагает услуги «личного брендинга» на НТВ — то есть, проще говоря, разрекламировать свое имя и свой бизнес в информационной программе «Деловое утро» у Алексея Земского:
В том, что именно Люгай приводит «проплаченных» экспертов в эфир, нет никаких сомнений — в ее соцсети герои программ благодарят ее за пиар. Вот, например, благодарственное видео записал «эксперт» Илья Исерсон (программа с ним вышла в июле), а вот дизайнер Светлана Копнева благодарит пиарщицу в своем видео: «Мне очень понравилось что корреспондент задает вопросы очень четкие, именно для рекламы моего производства»:
Корреспондент «Делового утра» Татьяна Суворова признала, что знакома с Ириной Люгай (хотя и отрицала получение от нее каких-либо денег). Судя по странице в соцсети, они общаются между собой постоянно:
Экс-сотрудница НТВ Олеся Черныш уточнила, что Ирина «официально работает со спикерами», она также отрицала, что часть денег достается корреспондентам. При этом ни Суворова, ни Черныш так и не смогли объяснить, почему, в таком случае, продюсеры и корреспонденты программы не приглашают гостей напрямую, как это и полагается. Нет и ответа на вопрос, находится ли в доле сам Алексей Земский. Ирина Люгай уверена, что в ее работе нет ничего противозаконного, и что в том же формате она сотрудничает с «Первым каналом». На вопрос, какая часть из ее доходов достается телеканалу, она отвечать отказалась, сославшись на то, что как она распределяет деньги — это ее личное дело.
Ряд клиентов Люгай подтвердили факт размещения их роликов в «Деловом утре» за деньги. Одна из героинь сюжетов «Делового утра» сообщила изданию, что за размещение двухминутного «информационного» ролика о своей компании она заплатила Люгай 50 тыс рублей.
После того как журналисты официально обратились к НТВ за комментарием, им ответила PR-менеджер телекомпании Анна Комарова, «ведущая сопровождение» программы «Деловое утро». Она подтвердила, что сотрудники телеканала работают с внешними пиарщиками при поиске героев и признала, что не исключает, что при этом герои сюжетов платят пиарщикам деньги. Но и она также не смогла объяснить, почему НТВ не использует услуги своих собственных продюсеров и корреспондентов.
При этом Комарова сообщила, что в «Деловом утре» не знают ни Ирину Люгай, ни даже Татьяну Суворову. Что по меньшей мере странно, ведь судя по фото в соцсетях, Люгай постоянно бывает на съемках сюжетов программы и в студии «Делового утра». А Татьяна Суворова регулярно появляется в кадре как корреспондент программы:
The Insider обратился в ФАС с просьбой провести проверку, после чего с изданием трижды через разных людей связывались некие лица, предлагавшие «поставить блок» на эту тему за деньги. Сумма при этом не озвучивалась, но один из посредников сообщил, что блок для издания такого типа «мог бы стоить 300-500 тыс рублей в месяц, или выше, если тема резонансная». В одном из случаев помимо денег посредники также предлагали бесплатно разместить в «Деловом утре» позитивный сюжет о Романе Сабиржанове.
Интересно, что при этом у предлагавших деньги имелся в распоряжении запрос, отправленный в ФАС. На вопрос о том, как этот запрос оказался в руках у данных лиц, руководитель Отдела контроля законодательства о рекламе ФАС Ирина Василенкова ответить не смогла, заявив «вы меня пугаете» и «я не верю в то, что все это вообще происходит».
В то же время дать официальный ответ на запрос ФАС обязана в течение месяца.
Пиарщики, через которых представители канала предлагали изданию деньги, пояснили, что размещение «заказухи» в новостном эфире на телевидении — давняя практика, но в последние месяцы в связи с экономическим кризисом предложений на рынке стало в разы меньше. Именно этот недобор средств, по их мнению, и заставляет сотрудников канала через своих пиарщиков самим выходить на спикеров с предложением «засветить» себя или свой бизнес за деньги.
Известный ведущий Владимир Соловьев посвятил несколько своих программ резкой критике должников Сбербанка, при этом фирма "СВ-консалтинг", в которой ведущий является совладельцем, получила от банка несколько контрактов на сумму более 100 млн рублей.