Николай Батырев обчистил нижегородское метро методом «двойной оплаты»

by topbloger 23. октября 2017 03:00

Вопрос о том, насколько законно получило подряд на строительство станции метро в Нижнем Новгороде ООО «Строительная компания “Управление строительством-620”» (СК УС-620), поднимался еще в 2015 году. Тогда депутат от ЛДПР Александр Курдюмов направил запрос Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить легитимность сделки между этой компанией и «Главным управлением по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» (МКУ ГУММиД). Депутат отмечал, что «В соответствии с материалами базы данных Арбитражного суда (в том числе города Москвы и Московской области) данная организация неоднократно являлась участником судебных тяжб. Только за последний год ей было предъявлено более 20 исков на общую сумму более 20 миллионов рублей». Тогда запрос проигнорировали, зато через три года бывший директор строительной компании Николай Батырев был арестован. Сегодня следствие подозревает его в причастности к хищению как минимум 40 млн рублей из 10,4 млрд, выделенных на этот проект в рамках подготовки к футбольному чемпионату-2018.

Ходатайство УВД Центрального округа Москвы об аресте Николая Батырева удовлетворил Таганский райсуд, отправивший предпринимателя в СИЗО на два месяца. Защита господина Батырева подала жалобу в Мосгорсуд, но тот в пятницу решил оставить обвиняемого в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК) под стражей.

Господин Батырев ранее получил известность как гендиректор и миноритарий столичного ООО СК УС-620. Бизнесмен находился у руля компании в 2014–2015 годах, когда она, как единственный участник конкурса, получила госконтракт ценой 10,39 млрд рублей на строительство станции метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде. Кроме того, позже она получила еще ряд подрядов на работы в рамках строительства инфраструктуры стадиона, который возводят у «Стрелки» к чемпионату мира по футболу. Речь шла о реконструкции и капремонте дорог рядом со спортобъектом, а также возведении подземных переходов.

В рамках выполнения первого контракта с одним из субпорядчиков в 2015 году, по версии московских полицейских, был заключен договор, однако необходимый объем работ тот не выполнил. Тем не менее, несмотря на неисполнение обязательств, деньги — 40 млн рублей— ему были перечислены в полном объеме. Как уточнил “Ъ” один из участников расследования, 40 млн рублей были похищены со стройки нижегородского метро путем «двойной оплаты». Эти деньги тогдашнее руководство ООО СК УС-620 перечислило субподрядчику за работы по креплению котлована станции. «Однако в действительности эти работы были выполнены другой организацией и за гораздо меньшую сумму»,— сообщил собеседник.

Изначально весной прошлого года расследование фактов возможных хищений при строительстве станции «Стрелка» велось в Нижнем Новгороде. Однако о раскрытии одной из махинаций на нижегородской стройке объявили именно столичные полицейские. По некоторым данным, это может быть связано с тем, что официально СК УС-620 является московской фирмой. При этом сам Николай Батырев лишился поста гендиректора компании по решению ее учредителя Владислава Костенко.

Поводом для этого стал затяжной конфликт между ними, связанный с залогом 51% доли в уставном капитале общества банку «Пересвет», который ранее считался подконтрольным РПЦ, а сейчас проходит процедуру финансового оздоровления с помощью связанного с «Роснефтью» банка ВБРР.

Контрольный пакет СК УС-620 был заложен в обмен на выдачу банковской гарантии объемом 3 млрд рублей, страхующей исполнение госконтракта по строительству нижегородской станции. При подготовке этой сделки господин Батырев якобы ввел Владислава Костенко в заблуждение, в результате чего последний одобрил сделку с банком «Пересвет». Затем Владислав Костенко посчитал, что эта сделка кабальная, а банк вместе с прежним гендиректором стремится получить контроль над СК УС-620. Позже арбитражные суды по иску учредителя признали недействительным договор залога с «Пересветом», в ходе корпоративного конфликта банк пытался отстоять Николая Батырева, оспаривая законность его увольнения. По некоторым данным, именно господин Костенко и инициировал уголовное преследование бывшего гендиректора СК УС-620. Адвокат господина Батырева от каких-либо комментариев относительно уголовного дела и позиции своего подзащитного отказался. «Я действительно представляю его интересы, но не могу ничего сказать без согласования позиции со своим доверителем»,— пояснил защитник.

Любопытно, что станцию метро «Стрелка» обещают сдать в мае следующего года. Однако у генподрядчика возникла тяжелая ситуация по оплате субподрячикам выполненных работ, ряд компаний взыскивают долги в судах. В сентябре по факту невыплаты зарплат в аффилированной компании-подрядчике «Нижегородское “Строительное управление-620”» даже возбуждалось уголовное дело, после чего руководство взяло кредит в 70 млн рублей, чтобы расплатиться с рабочими. В главном управлении по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей Нижнего Новгорода, выступающего муниципальным заказчиком строительства метро, уверяют, что станция «Стрелка» с тоннелями будет сдана в срок: авансирование и оплата выполненных работ производятся из бюджета своевременно и в полном объеме. При этом директор ГУММиД Юрий Гаранин уверял журналистов, что заказчик не вправе вмешиваться в оперативную деятельность генподрядчика. Юрий Гаранин уже упоминался в контексте другого уголовного дела о растрате в ГУММиД: оно было заведено по факту использования средств, выделенных для строительства метрополитена на премии сотрудникам управления. Ущерб, нанесенный бюджету Нижнего Новгорода оценивался в размере 42 млн рублей.

2 марта 2015 года состоялось подведение итогов конкурса с целью определения подрядчика и заключения с ним контракта на выполнение комплекса работ по строительству объекта «Продление Сормовско-Мещерской линии метрополитена в Нижнем Новгороде от станции «Московская» до станции «Волга». 1 этап – Продление линии метрополитена от станции «Московская» до станции «Стрелка». На конкурс была представлена только одна заявка - от ООО «Строительная компания «Управление строительства – 620. Конкурс был признан несостоявшимся, а в порядке, установленном федеральным законодательством, контракт на продление линии нижегородского метрополитена заключен с ООО «СК «Управление строительства – 620». Сообщало о получении СК УС-620 подлрядов на строительстве стадиона «Зенит-арена». При этом компания практически ни разу не сталкивались с проверками УФМС на своих объектах, что объясняется ее близостью к вице-губернатору Санкт-Петербурга Игорю Албину.


blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Реклама

Список Компроматов

Избранное