Сечин оставил Рахманова без 70 млрд

by topbloger 30. июля 2018 03:00

Глава «Роснефти» Игорь Сечин находит все новые способы искусственно загрузить дальневосточную судоверфь «Звезда» после того, как стало известно о ее убыточности из-за отсутствия заказов. Объем заказов закладывался в окупаемость проекта и включал в себя эффекты серийности и масштаба производства, однако сейчас в плане до 2035 года строительство 118 судов, тогда как правительство утвердило расчетную программу в 178 единиц. Компенсировать убытки придется, законодательно закрепив требование для крупных нефтегазовых корпораций использовать только суда, построенные на "Звезде". Например, «Звезда» настаивает на обязывающем контракте с 2018 года на 15 газовозов ледового класса Arc7 для Арктик СПГ НОВАТЭКа. Сейчас стало известно о том, что благодаря лоббистским возможностям Сечина, «Звезде» достанется и крупный заказ на строительство современного ледокола — при том, что другие предприятие могли бы реализовать его быстрее и дешевле.

О том, что сверхмощный атомный ледокол «Лидер» будут строить на Дальнем Востоке, заявил замминистра промышленности и торговли Олег Рязанцев на Международном дальневосточном морском салоне в пятницу, 27 июля. Ледокол построит дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда», подтвердил РБК собеседник, близкий к одному из членов рабочей группы, которая рассматривала этот вопрос.


«Рабочая группа отработала, у нее есть свое заключение, подготовлен доклад [о площадке для строительства «Лидера»]. Я думаю, что верховный главнокомандующий, президент Российской Федерации [Владимир Путин] во время посещения Восточного экономического форума в сентябре озвучит решение», — сказал в пятницу вице-премьер Юрий Борисов.

Помимо «Звезды» за этот заказ боролась Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей Балтийский завод исторически занимался строительством атомных судов. Глава ОСК Алексей Рахманов говорил, что на верфях корпорации ледокол можно построить примерно за три с половиной года.

Атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт и полным водоизмещением более 71 тыс. т должен стать единственным судном этого класса и может обеспечить самую широкую круглогодичную проводку судов по Северному морскому пути, необходимую для развития арктических проектов. «Если подойдут все-таки ледоколы «Лидер», то это будет означать стопроцентную вероятность, что 12 месяцев в году мы сможем наш СПГ везти на восток по Севморпути», — сказал предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон в интервью «Коммерсанту». Сейчас танкеры ледового класса могут преодолевать без использования ледоколов восточное направление Северного морского пути, где толщина льда достигает 4 м, только в период летней навигации — несколько месяцев в году начиная с июля.

В 2017 году замминистра экономического развития Александр Цыбульский оценивал строительство «Лидера» примерно в 70 млрд рублей. В качестве возможной схемы финансирования обсуждалось государственно-частное партнерство, но об окончательном варианте пока объявлено не было.


«Решение будет приниматься президентом, когда он назначит совещание», — заявил источник в ОСК. По его словам, корпорация предоставила рабочей группе «особое мнение» о месте строительства ледокола. «Экономически строить ледокол на площадке в Петербурге на Балтийском заводе будет выгоднее», — поясняет собеседник. По расчетам ОСК, строительство тогда обойдется на 5–7 млрд рублей дешевле, чем на Дальнем Востоке.

Выбор в пользу «Звезды» выглядит неочевидным: строительство займет больше времени и обойдется заказчику дороже, чем на Балтзаводе, сказал РБК гендиректор компании «Профессиональные комплексные решения» Даниил Новицкий. По его словам, выпуск судна на ССК «Звезда» потребует строительства цеха спецэнергетики и прочей специализированной инфраструктуры для работы с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), подготовки специалистов по работе с ЯЭУ, возникнут временные потери и дополнительные затраты из-за доставки материалов и комплектующих на Дальний Восток (большая часть поставщиков и подрядчиков сосредоточена на Северо-Западе).

По оценкам Новицкого, если строительство «Лидера» начнется в 2019 году, Балтийский завод закончит строительство в 2027 году, а «Звезда» — только в 2029 году.

У «Звезды» нет опыта работы не то что с ядерными установками, но и в строительстве судов вообще, и можно представить, что будет, если специалисты будут набирать опыт и компетенции на таком сложном и дорогом проекте, добавляет директор по развитию Port News Надежда Малышева. Она сомневается, что «Роснефть» привлечет компетенции ОСК для совместного строительства ледокола. «Исходя из предыдущей дискуссии компаний, такому варианту они будут не рады», — указывает эксперт.


Развитием судоверфи «Звезда» занимается «Роснефть» в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком, первую очередь предприятия планируют открыть в 2019 году, а вторую — в 2024 году. Общая стоимость проекта оценивается в 200 млрд рублей, из них как минимум 7,5 млрд украл бежавший в Америку руководитель строительства Игорь Борбот. При этом «Роснефть» проводит массированную медиакомпанию, призванную опровергнуть ее причастность к кражам, в частности был подан иск к агентству «Интерфакс», сообщившему о воровстве на строительстве.


Руководитель Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов — бывший постоянный житель города Лондона и кадровый сотрудник британской компании Ernst & Young .


blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Реклама

Список Компроматов

Избранное