"Кина не будет": у Добровольского с Ленским деньги кончились

by topbloger 14. февраля 2019 03:00
Как информирует РБК, уходит из "большого кино" группа кинотеатров "Люксор" – одна из старейших киносетей в России. Первый кинотеатр ее основатели открыли в 1998 году в Воронеже. Киносеть задолжала миллиарды рублей и потеряла большую часть кинотеатров. Латвийский «Риетуму Банка» подал заявление в Арбитражный суд Москвы о включении долга перед ним в размере 1,9 млрд рублей в реестр требований кредиторов совладельца ГК «Люксор». У ГК подруководством Игоря Добровольского и Евгения Ленского объявляются все новые кредиторы. Ранее МТС-банк подал в суд заявления о банкротстве ООО «Кинолюкс», ООО «Люксор дистрибьюшн» и ЗАО «Синемаменеджмент», входящих в ГК «Люксор», а также руководителей ГК.

По данным исследовательской компанией «Невафильм Research», в январе 2018 года сеть "Люксор" управляла 21 кинотеатром, к январю 2019-го три из них закрылись, тринадцать — стали работать под брендами других киносетей, причем шесть — под маркой IceKino.

К оставшимся пяти кинотеатрам «Люксора» уже присматриваются крупнейшие игроки кинотеатрального рынка, утверждают четыре источника. По их словам, объектами интересуются, в частности, объединенная сеть «Синема парк», «Формула кино» и «Киномакс».

Возможность покупки у «Люксора» кинотеатров действительно рассматривалась, но в итоге было решено отказаться от этой идеи, говорит сотрудник одной из киносетей из первой пятерки. Топ-менеджер другой крупной киносети рассказал, что у «Люксора» «есть интересные активы», но пока идут суды, такие инвестиции высокорискованные. «Но кинотеатры «Люксора» смотрят все», — добавил собеседник. Представители киносетей отказались от комментариев.

Максимального количества кинотеатров и залов сеть достигла в 2016 году — 23 и 158 соответственно. Почему «Люксор» фактически ушел с кинотеатральной сцены?

Развитие на заемные средства

55-lux-1100-456346546546545bbfef2962-e0fd-479e-9f5f-d3ac1b3eff3a

Провал киносети, по словам собеседников, обусловлен стратегией и приоритетами, которые заложили в основу бизнеса ее совладельцы — Евгений Ленский и Игорь Добровольский.

«Собственники «Люксора» слишком оптимистично смотрели на рост рынка, не прислушивались к мнению тех, кто говорил, что реального роста нет и не предвидится»​, — утверждает председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. Российский бокс-офис за последние десять лет, по нашим подсчетам, вырос более чем в два раза — с 22,3 млрд рублей по итогам 2009 года до 50,3 млрд рублей в 2018-м. Но во многом этот рост был обусловлен инфляцией: просто за эти десять лет вдвое подорожали билеты, следует из данных Росстата.

Кому принадлежит «Люксор»

Основная компания киносети — АО «Синемаменеджмент», гендиректором которого значится Евгений Ленский. Владельцем «Синемаменеджмента» ЕГРЮЛ по состоянию на 2007 год называет британскую Glenworht Management LLP, деятельность которой в октябре 2018 года была принудительно приостановлена. Контролируют компанию Кира Ленская и Дмитрий Шмулевич.

Шмулевич является гендиректором таких юрлиц сети, как ООО «Люксор Дистрибьюшн» и ООО «Люксор Фильм» (обе учреждены на паритетных началах Ленским и Добровольским), а также «дочки» «Синемаменеджмента» — ООО «Люксор Синемакс».

Развитие взаймы

55-razv-1100-456346546546545bbfef2962-e0fd-479e-9f5f-d3ac1b3eff3a


​«Люксор», по словам Березина, активно развивалась, в том числе на заемные средства российских и зарубежных банков. Но начиная с 2014 года в отношении России стали вводить санкции и, как следствие, указывает Березин, владельцы «Люксора» утратили возможность перекредитоваться.

Кроме того, у киносети были проблемы с прокатчиками, напоминает главный редактор Kinodata.pro Сергей Лавров. Начиная с 2015 года киносеть, по его словам, перестала расплачиваться с главными дистрибьюторами — те отказались поставлять ей кассовые блокбастеры, и «Люксору» пришлось перейти на менее популярные у зрителей релизы независимых дистрибьюторов, что не могло не сказаться на кассовых сборах сети. Как правило, кинотеатры отдают дистрибьюторам 10–15% кассовых сборов фильма, 35–40% достаются продюсерам, а оставшиеся 50% оставляют себе.

По итогам 2015 года АО «Синемаменеджмент», основная компания сети, впервые с момента своего основания в 2007 году получила убыток от основной деятельности — 111,8 млн рублей при выручке 925,7 млн рублей, свидетельствует база СПАРК. В следующие два года компания также фиксировала убыток от основной деятельности — 30,5 млн рублей в 2016-м при выручке 831,5 млн руб. и 34,5 млн рублей в 2017-м при выручке 820,5 млн рублей. Данных за 2018 год еще нет.

Продюсерские амбиции

55-lux2-1100-456346546546545bbfef2962-e0fd-479e-9f5f-d3ac1b3eff3a
В кинозале сети "Люксор"

Владельцы «Люксора» тратили деньги на кинопроизводство, очевидно, изымая их из оборота, предполагает Березин. Ленский и Добровольский, по информации «Кинопоиска», были продюсерами двух лент — триллера «Владение 18» (вышел в прокат 2013 году) и анимационного фильма «Фиксики. Большой секрет» (2017 год). Помимо этого Добровольский был также сопродюсером мелодрамы «Москва. Я терплю тебя», вышедшей в прокат в 2016 году.

И «Владение 18», и «Москва. Я терплю тебя» провалились в прокате. Заявленный производственный бюджет первого фильма равнялся 35 млн руб. при кассовых сборах в России 10,2 млн руб., второго — 40 млн и 3,4 млн руб. соответственно. Успешными были только «Фиксики»: при производственном бюджете 200 млн руб. фильм собрал в прокате 418 млн руб.

Личные банкротства
Не дождавшись от сети погашения долгов, кинопрокатчики пошли в суд. С исками к структурам «Люксора» обращались, в частности, такие крупные дистрибьюторы, как «Централ Партнершип» и «Каропрокат», следует из базы «Электронное правосудие». К примеру, в октябре 2016 года «Централ Партнершип» потребовала через суд от структуры «Люксора» — ООО «Кинолюкс» — ​5,3 млн руб. за предоставление лицензии на показ фильмов «Экипаж», «Черепашки Ниндзя» и др. В итоге сеть основную часть долга погасила и стороны заключили мировое соглашение. Однако чаще всего суд выносил решения о взыскании задолженности.

Финансовые претензии арендодателей, судившихся с компаниями «Люксора», были более существенными. В частности, в июне 2016 года суд удовлетворил иск сочинского торгового центра «МореМолл» к сети на 35,5 млн рублей.

Основными кредиторами «Люксора» являются латвийский банк Rietumu Banka и МТС Банк, свидетельствует картотека арбитражных дел. 25 декабря 2018-го Rietumu Banka заявил о том, что Евгений Ленский и Игорь Добровольский задолжали банку более 1,9 млрд руб. Ранее по заявлению МТС Банка в отношении совладельцев «Люксора» были введены процедуры реструктуризации долгов.

По заявлению МТС Банка, который еще в 2012 году выдал сети кредит на 280 млн руб., также была признана банкротом и одна из структур сети — ООО «Кинолюкс». В отношении АО «Синемаменеджмент» и ООО «Люксор Дистрибьюшн» была введена процедура наблюдения.

​В Rietumu Banka и МТС Банке не ответили на запрос .

В чем, по мнению участников рынка, ошиблись владельцы киносети «Люксор»:

— слишком оптимистично оценивали рост рынка;

— развивались преимущественно на заемные средства;

— испортили отношения с кинодистрибьюторами;

— как продюсеры инвестировали в неудачные кинопроекты.

Кто стоит за сетью IceKino
Кинотеатры IceKino открылись на площадках, которыми управляло ООО «Кинопром», которое также было признано банкротом, рассказал гендиректор новой киносети Марк Патченский. Он не уточнил условия перехода кинотеатров «Люксора» в управление IceKino.

К созданию IceKino имеет отношение сын бывшего посла Азербайджана в России Рамиза Ризаева и экс-владелец московского кинотеатра «Баку» Гасан Ризаев, сообщил источник РБК на кинотеатральном рынке и подтвердил знакомый Ризаева.

Управляет бизнесом IceKino зарегистрированное в марте 2018 года ООО «Аскино», учредителем которого является Сергей Ромашкин. Он не ответил на вопрос РБК, связан ли с новой киносетью Ризаев, переадресовав все вопросы гендиректору Патченскому. Тот не отрицает, что знаком с Ризаевым, но не комментирует вопрос его участия в капитале компании.

По словам Патченского, сеть IceKino уже перезаключила договоры с арендодателями «Кинопрома» и ведет переговоры с кинодистрибьюторами, в частности уже договорилась с «Централ Партнершип».

В пресс-службе «Централ Партнершип» отказались от комментариев. Связаться с Ризаевым не удалось.

Что осталось у «Люксора»
Наиболее интересным из оставшихся активов сети Ленского и Добровольского собеседники на кинотеатральном рынке называют кинотеатр «Люксор IMAX Сочи». В торговом центре «МореМолл», где расположен этот кинотеатр, 5,3 тыс. кв. м арендует ООО «Кинолюкс», договор, согласно данным Росреестра, истекает только в 2043 году.

Турпоток в Сочи растет, отдых там становится круглогодичным, на курорте растет интерес не только к спортивным развлечениям, но и к такому досугу, как поход в кино, объясняет привлекательность кинотеатра в Сочи топ-менеджер крупной киносети. «Сам торговый центр, где расположен кинотеатр, неплохой, и важно, что это IMAX», — констатирует гендиректор сети «Премьер-зал» Владимир Петелин. Он уточняет, что киносеть анализировала сочинский рынок два года назад и сейчас возможность покупки кинотеатра у «Люксора» там не рассматривает.

Назвать справедливую стоимость «Люксор IMAX Сочи» сложно, так как она зависит от таких факторов, как размер долга и финансовые ожидания оператора торгового центра, указывает Березин. По его словам, для запуска в Сочи подобного кинотеатра с нуля, с учетом того, что это будет IMAX, понадобится $3–5 млн. Сочинский кинотеатр можно оценить в половину этой суммы, полагает собеседник РБК, изучавший состояние других объектов «Люксора». По его словам, «ремонт помещений, как при запуске нового кинотеатра, не потребуется, площадки «Люксора» в хорошем состоянии, а вот оборудование в большинстве случаев устаревшее».

В киносети «Люксор» не ответили на запрос. Связаться с Ленским и Добровольским не удалось.
blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Реклама

Список Компроматов

Избранное